Нелегкое это дело - уничтожить снаряд, наполненный таким химическим веществом, как зарин или зоман. Следует действовать очень осторожно, чтобы осушить снаряд, а потом уничтожить вещество без вреда для рабочих или тех, кто живет поблизости, пишет Дэвид Хоффман в статье для Foreign Policy .
Именно эта проблема встала перед Россией после распада СССР. Сейчас эти снаряды (а многие из них годами хранились на складах, построенных из дерева) демонтируются и уничтожаются, и в этом заслуга дальновидных сенаторов Нанна и Лугара, говорится в статье.
Члены администрации Джорджа Буша-старшего даже слышать не хотели о помощи бывшему Советскому Союзу, один из них сказал, что русских нужно "отпустить в свободное падение", пишет издание.
Но сенатора Сэма Нанна беспокоила проблема ядерной безопасности. Когда он объединился с сенатором Ричардом Лугаром, им удалось убедить Конгресс одобрить законопроект, согласно которому 400 млн долларов были переведены на нужды безопасного хранения и уничтожения ядерного оружия на территории бывшего СССР. С тех пор в рамках программы стало выделяться до 1 млрд долларов в год, сообщает автор материала Дэвид Хоффман.
И вот в среду российский МИД подтвердил сообщение о том, что он не собирается продлевать соглашение Нанна-Лугара, когда его срок истечет в следующем году. России никогда не нравилось принимать иностранную помощь, но многим дипломатам, ученым, инженерам и военным было также ясно, что их правительство не справится с упомянутой проблемой в одиночку в бурные 1990-е годы, продолжает Хоффман.
Сейчас Россия может позволить себе самостоятельное уничтожение ядерного оружия. Это одна из причин окончания соглашения. Другая причина, безусловно, - уязвленная гордость и желание сбросить зависимость от США в любом вопросе, утверждает автор статьи.
Сейчас будет иметь значение то, хватит ли у России силы воли и целеустремленности, чтобы продолжить это дело без помощи США. В заявлении МИДа было предположение, что Россия может согласиться на новый договор. Возможно ли это в условиях теперешней напряженности, большой вопрос, но попробовать стоит, считает автор статьи.