Канадская пресса комментирует дело офицера военно-морской разведки Канады Джеффри Дилайла, который на днях признал себя виновным в шпионаже в пользу России.
"Канадские тайны можно заполучить за гроши" - возмущается в заголовке таблоид Toronto Sun. "Дилайл продавал родину русским за жалкие 3 тыс. долларов в месяц", - пишет обозреватель Майк Стробел.
Газета находит этот факт унизительным, тем более что Дилайл, по ее предположениям, "продавал первоклассный товар". Он имел доступ к компьютеру под кодовым названием "Каменный призрак" (Stone Ghost), который содержит секреты не только Канады, но и ее партнеров: США, Великобритании, Австралии и Новой Зеландии.
Обозреватель спрашивает у Дилайла через газету: "Неужели вы не смогли добиться условий получше? Три штуки баксов? Да Путин больше тратит на икру к завтраку".
Возможно, Дилайл просто выбрал неудачное время для шпионажа. В середине 1980-х сотрудник ФБР Ричард Миллер получил от советской разведки 50 тыс. долларов золотом, "кучу наличных и сексуальные услуги некой Светланы". Другой сотрудник ФБР, Ричард Хансен, до 2001 года получил от Москвы 1,4 млн долларов в общей сложности.
Другие державы тоже платят неплохо: например, Ларри Вут-тай Чин, продав Китаю секреты ЦРУ, сделался одним из крупнейших владельцев многоквартирных домов в Балтиморе.
"Дело о шпионаже вызывает много вопросов" - так озаглавлена статья в Ottawa Citizen. Автор - Уэсли Уорк, эксперт по вопросам разведслужб и безопасности (Graduate School of Public and International Affairs при Оттавском университете).
"Дело Дилайла потрясает тем, что принципы безопасности были нарушены вопиюще", - говорится в статье. Дилайл, ни от кого особенно не скрываясь, в 2007 году пришел в российское посольство в Оттаве и предложил свои услуги. Несмотря на явные финансовые трудности и проблемы в личной жизни, Дилайл получил допуск к секретной информации. Кроме того, Дилайл спокойно проносил в разведуправление флэш-карту, подключал ее к компьютеру со сверхсекретной информацией и скачивал тайны. Иначе говоря, все барьеры, которыми ограждены гостайны, не сработали.
Поскольку настоящего судебного процесса не будет (Дилайл признал себя виновным и теперь ждет огласки приговора), остается неясным, почему и как система безопасности дала сбой, какой урон нанесен и что предпринимается, дабы не допустить повторения, говорится в статье.
Уорк дает конкретный совет: а не учредить ли парламентский комитет по вопросам безопасности и разведки? Следует также заверить союзников, что Канада сможет отныне лучше охранять тайны.
А как сказалось дело Дилайла на дипломатических отношениях с Россией? "По сути, мы этого не знаем, кроме очевидного факта, что правительство Канады не стало кричать о деле, а российская сторона осталась за это признательна". Но иногда нужно очень резко заявлять российскому правительству, что слишком напористый шпионаж вреден для двусторонних отношений, считает автор, ссылаясь на опыт Британии.
The Globe and Mail посвящает делу Дилайла сразу несколько статей. Первая называется "После государственной измены Канада пересматривает регламент безопасности". Пересмотр осуществляется совместно с союзниками, пишет журналист Стивен Чейз, ссылаясь на публичное заявление министра общественной безопасности Канады Вика Тоуза. Тоуз также отверг заявление прокурора по делу Дилайла, будто случившееся испортит отношения Канады с союзниками и побудит их отказаться от обмена информацией. "Обмен информацией остается очень энергичным", - сказал министр.
"Джеффри Дилайл, сознавшийся в шпионаже, пока не будет лишен воинского звания и жалованья" - сообщает Globe and Mail в заголовке другой статьи. Младший лейтенант Дилайл будет считаться офицером как минимум до того момента, когда судья огласит вердикт, в котором он признан виновным, поясняет журналист Стивен Чейз. Оглашение приговора ожидается в начале 2013 года.
По данным газеты, жалованье младшего лейтенанта, произведенного в этот чин в 2008 году, должно составлять 5700 канадских долларов в месяц.
Правда, как ожидается, вооруженные силы выгонят Дилайла с позором, едва суд официально признает его виновным в шпионаже. "От военных потребуют, чтобы его случай был показательным", - пишет газета.
"Командование может лишить его чина, стребовать с него всю сумму жалованья и льгот с момента ареста и даже аннулировать его стаж в вооруженных силах", - поясняет издание.
Третья статья носит несколько загадочное название - "Банкротство скрыло шпионскую деятельность Дилайла от его бывшей жены". Бывшая жена Дилайла разъяснила в интервью изданию, что никак не могла заметить необычные денежные поступления на их общем банковском счете, пишет корреспондент Ким Макрейл.
"У нас четверо детей и ипотечный договор. Я думала, что мы еле сводим концы с концами", - поведала Дженнифер Ли Дилайл в интервью. По ее словам, в 2007 году их брак дал трещину и муж перестал оплачивать ее счета по кредитным картам. "Поскольку Дженнифер сидела дома с детьми и не имела независимых источников дохода, она потеряла доступ к их общему банковскому счету, когда долги накопились", - говорится в статье.
В октябре 2007 года муж убедил ее объявить о банкротстве. Весной 2008 года они неофициально разъехались, причем Дилайл вызвался оплатить долги по кредитным картам и кредит. Супруги спорили за право опеки над детьми. В итоге Дилайл забрал троих детей, а Дженнифер, по ее словам, в итоге решила, что так будет к лучшему. В 2010 году супруги официально развелись.
Дженнифер Ли Дилайл старается не поизносить ничего необдуманного о бывшем супруге. "Но ее голос дрожит, когда она говорит об их споре за опеку и возмущается тем, что дети жили с отцом, когда он шпионил на русских. Из материалов суда, опубликованных на этой неделе, следует, что русские использовали фотографии Дилайла и его детей, чтобы угрожать ему после того, как он начал работать на них", - говорится в статье.