Издание Musikexpress не с первого раза смогло взять интервью у лидера панк-группы Pussy Riot Надежды Толоконниковой: сначала ответы на вопросы конфисковала тюремная администрация, однако вторая попытка увенчалась успехом. В интервью, опубликованном в Die Welt, Толоконникова рассказала об условиях содержания в следственном изоляторе, своих планах после освобождения и причинах, толкнувших ее на проведение акции в Храме Христа Спасителя.
"В изоляторе - железные двухъярусные кровати, такие же железные столики, общий стол, - рассказывает Надежда об условиях, в которых ей приходится жить. - Подъем в 6:00, отбой в 22:00. Большую часть времени я пишу, читаю или беседую с сокамерницами на политические или социальные темы. Порой я читаю Библию - меня восхищают высказывания и поступки Христа, мы часто обсуждаем с сокамерницами библейские сюжеты. Ну а как будет в колонии, покажет время. Да, кстати, я хочу выразить огромную благодарность за яблоки и апельсины, которые нам передают сочувствующие". Надежде не разрешают видеться с другими участницами панк-группы, она не получает газет, и в изоляторе нельзя смотреть телевизор. Единственная радиостанция, которую можно слушать в изоляторе, - "Милицейская волна", все должны слушать ее. Однако Толоконникова рада тому, что может беседовать со своими сокамерницами, кстати, уважающими группу за честное и открытое выражение своей позиции.
По собственным словам Надежды Толоконниковой, в ее семье раньше мало интересовались политикой - лишь отец Надежды, музыкант и литератор, "следил за политическими новостями", но на митинги он стал ходить только с декабря 2011 года - "как и большинство россиян".
На вопрос о намерении оскорбить чувства верующих Надежда ответила отрицательно, заявив, что "это было недопониманием": "К сожалению, подконтрольные власти СМИ представили нашу акцию как богохульство - а это совершенно не так. Такую реакцию, по большому счету, вызвало не наше выступление, а то, что из него сделали путинские СМИ. Ведь никто же ни слова не проронил о том, что мы выступили против слияния РПЦ и государства".
Как известно, западные поп-музыканты солидарны с Pussy Riot. Надежда Толоконникова думает, что "они поддерживают не только группу, но и всех россиян, которым приходится жить в тяжелых условиях авторитарного государства". "Я надеюсь, что вмешательство западных деятелей искусства сможет повлиять на политическую обстановку в России, - заявила Надежда. - Эта мысль движет мною".
Надежда не исключает, что после освобождения поедет на обучение в одну из западных стран, однако она не хочет покидать Россию навсегда, ссылаясь на то, что "ее привязанность к русской культуре огромна". За рубежом Надежда хочет изучать политологию, пишет Die Welt, до тех пор она вряд ли создаст свою политическую партию. "В российской политике и так много дилетантов, и я не хочу пополнять их ряды. Однако ничего более конкретного я не скажу, - продолжает Надежда. - Не стоит облегчать жизнь спецслужбам Путина".
В качестве причины, толкнувшей Надежду на проведение акции в Храме Христа Спасителя, девушка назвала ужасную политическую обстановку в стране.
"Владимир Путин подмял под себя все сколько-нибудь значимые СМИ и оболгал народ, - рассказывает Толоконникова. - На самом деле он ничтожество. Он намного ничтожнее, чем тот образ, который он создает за рубежом".
Резко высказалась Надежда и в отношении слияния российской власти с РПЦ. С помощью последней, по словам Толоконниковой, власть пытается заполнить идеологический вакуум. "Однако такая политика нежизнеспособна".