Глава Councilon Foreign Relations Ричард Хаас не сомневается: американская администрация способствовала дестабилизации на Ближнем Востоке, пишет Массимо Гаджи в материале, опубликованном в газете Corriere della Sera.
По мнению Хааса, неизвестно, кто стоит за терактами в Анкаре, но нетрудно предсказать, что реакция правительства будет направлена против оппозиционеров, в первую очередь против курдов. Соединенным Штатам будет еще труднее подтолкнуть партнера к концентрации усилий против ИГИЛ (запрещенная в РФ организация. - Прим. ред.). Ближний Восток находится в состоянии кипения, и ситуация будет лишь ухудшаться. Нестабильная обстановка наблюдается в Анкаре и в Иерусалиме: восстание палестинцев в Израиле только разгорается. "Меня не удивит, если "Исламское государство" атакует или захватит также Саудовскую Аравию, которой правит непрочная монархия", - говорит Хаас. Американский эксперт по дипломатическим вопросам уже давно называет Обаму ответственным за обострение кризиса на Ближнем Востоке. Сегодня, несмотря на то, что Хаас считает российское наступление в Сирии крайне опасным, он не говорит, что Путин играет негативную роль в регионе.
Ричард Хаас подчеркивает, что цели США и Турции никогда не отличались так сильно, как теперь: "Для нас абсолютным приоритетом является поражение ИГИЛ. Для турок большее значение имеет победа над курдами и ликвидация режима Асада. ИГИЛ уже потом, оно на втором месте".
На Ближнем Востоке, говорит Хаас, действуют два правила. Первое: враг моего врага - мой друг. Второе - ужасная ситуация, свидетелями которой мы являемся, может только ухудшаться. Хаас не видит решений на обозримую перспективу: "Максимум - возможность остановить кровотечение".
Хаас склонен возлагать ответственность за сложившуюся ситуацию на администрацию Барака Обамы, "ускорившую процесс дезинтеграции".
Отвечая на вопрос о том, могут ли Россия и Иран быть достойными собеседниками, Хаас сказал: "Они не союзники, но они заинтересованы в нанесении поражения халифату. Как далеко хочет зайти Путин, знает он один. Вне всякого сомнения, он хочет доказать, что Россия играет свою роль на Ближнем Востоке. Этого США не должны отрицать. Судя по всему, они и не могут отрицать. Все зависит от роли. Асад должен уйти, это понятно, но я не могу утверждать, что режим развалится сразу же: он просуществует еще некоторое время, не исключены новые факты геноцида. Утвердив свою роль, Россия может даже руководить переходным процессом". По мнению Хааса, позиция США должна заключаться в "остановке кровотечений" без претензий на поиски решения.