Спустя десять с лишним лет после распада Советского Союза свободолюбивые украинцы на предстоящих 30 сентября выборах в парламент (который на Украине называется "Рада") столкнутся с фундаментальной проблемой. В отличие от первых лет после крушения советской империи, Украине не грозит возвращение к коммунизму. Однако ее неоперившаяся демократия стоит перед другим, возможно, роковым выбором. Если избиратели окажутся недостаточно осмотрительны, они могут оказаться в ситуации наподобие той, что существует в Соединенных Штатах, где избиратели обречены на голосование, не имея реального выбора.
Хотя Соединенные Штаты считаются образцом демократии, мы на протяжении уже многих лет без стеснения превозносим скандально низкую активность наших избирателей.
В противоположность этому, на Украине до 80% граждан неизменно приходят на избирательные участки. Несмотря на усталость от трех избирательных кампаний за последние два года, население вдохновлено разнообразием партий и кандидатов в духе европейской избирательной модели. Демократы, реформаторы, фашисты, националисты, социалисты, коммунисты и прочие состязаются за голоса избирателей. Между тем в Соединенных Штатах наша двухпартийная система лишает избирателя гражданских прав, предлагая ему весьма ограниченный выбор.
Однако проведенный нами в минувшее воскресенье опрос киевлян на майдане, где сотни тысяч украинцев в 2004 году требовали гарантии честных выборов, показал, что Украина идет по нашему пути. Реальные шансы имеют всего лишь три партии, составляющие основу сегодняшнего весьма хрупкого статус-кво со всеми его очевидными проблемами.
По результатам опросов общественного мнения, которые можно считать достоверными, промосковская Партия регионов премьер-министра Виктора Януковича лидирует с 27%.
Осажденный в своей президентской цитадели Виктор Ющенко и его партия "Наша Украина" набирают 15%.
Это соперничество достигло своего пика в 2004 году, когда Виктор Ющенко пережил загадочное отравление диоксином в ходе предвыборной кампании (разгадка которого, возможно, заключалась в дружеских отношениях прежней власти с Россией). Эта уникальная технология политической борьбы недавно напомнила о себе, когда Кремль попытался воспроизвести ее, на этот раз с фатальными последствиями, совершив покушение на жизнь бывшего агента КГБ, получившего политическое убежище в Лондоне.
В этот список "мужчин-лидеров" вклинилась и Юлия Тимошенко со своим блоком БЮТ, набирающим 22%. Став первым премьер-министром в правительстве Виктора Ющенко после его выздоровления и последовавшей инаугурации, молодая красавица продержалась на этом посту лишь восемь месяцев из-за разразившегося коррупционного скандала. Разгневанная и нераскаявшаяся, она покинула "оранжевую коалицию" и начала собственную кампанию, сфокусировав внимание на себе как на жертве несправедливых обвинений.
Вскоре украинцы стали свидетелями почти что библейского "обращения". Ее белокурая коса, уложенная вокруг головы наподобие нимба, была дополнена затем белым ангельским облачением. Опираясь на финансовую поддержку, выражавшуюся в миллионах российских рублей, современная Жанна Д'Арк сделала свое имя популярным политическим брендом. Сегодня и молодые, и пожилые украинцы называют ее не иначе как Юлия.
Обретя популярность и государственный пост, Юлия при каждом удобном случае критиковала президента. Перекладывая вину на президента, она оттесняла его от власти. Между "оранжевыми" произошла стычка в парламенте, и коалиция рухнула, не решив ни одной из поставленных задач. Постоянные и болезненные разногласия вынудили президента Ющенко капитулировать, и прошлым летом он сформировал новое правительство во главе с представителем "старой гвардии" Януковичем.
Неутомимая Юлия воспользовалась своим креслом в Раде и начала новое наступление.
Ее имя ежедневно появлялось в заголовках новостей, ее популярность взмыла вверх. А разногласия среди "оранжевых" росли. Сегодня "оранжевая революция" умерла из-за амбиций Юлии Тимошенко и вялой реакции Виктора Ющенко на агрессивную критику в адрес коалиции со стороны Януковича.
Партия Юлии представляет сегодня один из мега-блоков, и новые парламентские выборы стали для нее исключительным шансом. Анонимное рекламное объявление растиражировало древнее предсказание Нострадамуса о том, что в 2007 году на Востоке некая женщина придет к власти и принесет с собой порядок и благополучие. Юлия отрицает свою причастность к этому объявлению. Но оно уже получило широкое освещение в СМИ в стране, где популярность французского предсказателя довольно высока.
В конце августа Юлия объявила, что провела тайный опрос 30 тыс. украинцев. Согласно ее выводам, предстоящие выборы станут провальными для всех партий, за исключением ее собственной и двух партий, возглавляемых ее "мучителями". Она отказалась представить результаты опроса, возможно, самого грандиозного предвыборного исследования во всемирной истории, полагая, что избиратели воспримут ее заявление как не подлежащий обсуждению догмат веры. Некоторые отказываются "становиться в очередь", прежде всего это жители севера и запада Украины, где ее неудачная попытка реформирования банков привела к блокированию денежных переводов семьям экспатриантов, работающих за границей.
Исходя из всего этого, Юлия призывает избирателей сделать выбор из числа мега-блоков, игнорируя более мелкие партии. Однако вопреки ее мифическому опросу, заслуживающие доверия исследования говорят о том, что другие партии могут преодолеть барьер в 3% и пройти в Раду. Среди таких партий - коммунисты, а также партия демократа-реформатора Владимира Литвина, бывшего спикера Рады, который противодействовал беспорядкам в Раде, не допустив ее скатывания к анархии во времена "оранжевой революции". Восстановившись после проигранных выборов 2006 года, он выглядит отдохнувшим и полным сил и представляет "новое лицо" в толпе усталых и сосредоточенных на себе политиков.
Украинцы поступят разумно, если проигнорируют призыв "сирены" голосовать только за три крупные партии и, таким образом, расчищать путь для американской модели демократии. Они будут чувствовать себя намного комфортнее с парламентом, в котором представлено несколько партий, что согласуется с европейской моделью "электорального многообразия". В таком парламенте маленькие партии получат почти равные с другими шансы влиять на будущее страны.
Но если они последуют советам "Святой Юлии", то молодая демократия снова окажется в тупике.
Майкл Капуто - писатель из Майами. Жил в России с 1994 по 1999 год, работал в качестве советника по организации предвыборных кампаний в администрации Бориса Ельцина, а также медиа-директором кампании по переизбранию президентом США Джорджа Буша-старшего в 1992 году