На следующий день после саммита - который он назвал "историческим" - между его страной и Европейским союзом, состоявшегося 9 сентября в Париже, украинский президент Виктор Ющенко, обеспокоенный происками России на Кавказе и столкнувшийся с крайне серьезным внутриполитическим кризисом, дал в Киеве интервью нескольким западным журналистам, в том числе и собственному корреспонденту Le Monde.
- По некоторым сведениям, Москва раздает российские паспорта жителям украинского полуострова Крым, где часть населения настроена пророссийски и где находится штаб-квартира российского Черноморского флота. Считаете ли вы, что Россия представляет угрозу территориальной целостности Украины?
- Я согласен с таким мнением. В какой-то мере независимость, территориальная целостность и суверенитет Украины постоянно подвергаются испытаниям. Впрочем, это не предмет споров. Но сохраняются традиционные угрозы. В прошлом веке мы шесть раз провозглашали независимость. Пять раз мы ее лишались.
Сегодня Крымский полуостров, безусловно, стал самой проблемной точкой на карте Украины. Однако, что бы ни говорили русские, присоединение Крыма произошло не в момент обретения независимости (в 1991 году), а значительно раньше. С одной стороны, есть огромные идеологические противоречия. С другой, присутствие российского Черноморского флота порождает множество нерешенных проблем. Я имею в виду вопросы земельной собственности, зон морской навигации, радиочастот... Вопрос национальных меньшинств в Крыму тоже непростой...
- Недавно вы потребовали, чтобы вас извещали о передвижениях Черноморского флота. Не опасаетесь ли вы, что это отравит ваши отношения с Москвой?
- Не должно. Украина соблюдает соглашение 1997 года о временном размещении российского флота в Крыму. Но необходимо, чтобы уровень размещенных сил и их перемещения регулировались, как это происходит в любом государстве, на территории которого расположены иностранные военные базы. Это вопрос нашей национальной безопасности. Как можно допустить, чтобы танки прошли через три наших региона, не проинформировав нас об этом? Поэтому я надеюсь, что Россия и военное командование на полуострове будут уважать национальные интересы Украины.
- Считаете ли вы, что вступление Украины в НАТО - "красная линия", которую, по мнению Москвы, нельзя пересекать, - защитит ваши национальные интересы?
- Я не вижу другого способа - особенно после событий в Грузии - гарантировать независимость, территориальную целостность и суверенитет Украины, кроме как присоединиться к европейским структурам коллективной безопасности. Как уже сделали другие бывшие советские республики. Наше участие в европейской и евроатлантической безопасности - лучший ответ на все стоящие перед нами вызовы. Это и в интересах НАТО - распространять дальше на восток мир и стабильность. Именно поэтому я жду положительного сигнала во время декабрьского саммита НАТО.
- Какие уроки вы извлекли из грузинского кризиса?
- Я полагал, что альфой и омегой международных отношений является уважение суверенитета европейских - и не только - государств. Если эти нормы игнорируются, урегулировать кризис будет очень сложно. Если же территориальная целостность Грузии окажется под вопросом, в регионе начнется затяжной конфликт.
- Считаете ли вы, что США и Россия развязывают новую холодную войну?
- Некоторые элементы могут натолкнуть на такую мысль, но я не стал бы заходить так далеко. Мы, со своей стороны, выступаем и всегда будем выступать за диалог с Россией. Это обязанность соседей, соответствующая условиям нашего стратегического договора. Но решения, принятые после грузинского конфликта, станут решающими для будущего.
Разумеется, через сорок дней после начала конфликта, благодаря дипломатии и четким позициям, которые позволили быстро добиться прекращения огня, у нас уже есть план урегулирования. Это случается не так часто. Но можно только сожалеть о том, что интерпретации таких фундаментальных понятий, как территориальная целостность, расходятся.
- Усматриваете ли вы руку Москвы в политическом кризисе, поставившем поддерживаемую вами прозападную коалицию на грань раскола и приведшем к вашему политическому разводу с премьер-министром Юлией Тимошенко?
- Что касается сценария разрушения наших демократических ценностей, то очевидно, что это дело рук не одних только наших политиков. За ними стоят воистину могущественные силы. Я рассматриваю нынешнюю политическую борьбу как борьбу за наши национальные интересы. Это момент истины для наших национальных ценностей.
- Удовлетворены ли вы результатами состоявшегося 9 сентября во Франции саммита Украина-Евросоюз или вы ожидали большего?
- Это был очень удачный день. Мы достигли наших целей. Отныне речь идет не просто об отношениях добрососедства, но о соглашении об ассоциации, несомненно, самом серьезном из когда-либо заключенных с европейскими странами.
Оно включает соглашение о свободной торговле, знаменует начало переговоров о либерализации режима передвижений украинцев по европейским странам. В нем утверждаются принципы территориальной целостности, суверенитета и независимости. Об этом никогда не говорилось в предыдущих соглашениях об ассоциации. Украину политически идентифицировали как европейскую страну. Таким образом, достигнут огромный прогресс.