Ну вот, можно же! Министр иностранных дел России Сергей Лавров не только предложил Варшаве новые переговоры о двухсторонних отношениях, но и продемонстрировал готовность к переговорам, на которых еще раз будут рассмотрены детали противоракетного щита, размещение которого запланировано в Польше. И это уже прогресс.
При этом Польшу и Россию объединяет не только непростое прошлое - между этими соседними государствами до сих пор остаются нерешенными многие проблемы. Сначала русские блокируют поставки мясной продукции из Польши. Поляки мстят: они чинят препятствия началу переговоров с Россией относительно нового соглашения о партнерстве с ЕС и дают добро на установку элементов американской ПРО на своей территории.
Со всей очевидностью можно утверждать, что среди стран Восточной Европы, призывающих к переосмыслению отношений с Россией, Польша занимает лидирующие позиции. Варшава занимает ясную и жесткую позицию и не дает легко надавить на себя - и это несмотря на то, что поляки более зависимы от российской энергии, чем такие большие друзья России, как Германия или Франция. Однако язык, на котором говорит Варшава, в Москве, по всей видимости, понимают лучше, чем брюссельское "партнерское эсперанто" или берлинское любезное лепетание.
Там, где диалог не помогает, должны звучать ясные заявления. То, что ЕС во время конфликта на Кавказе говорил от одного лица, напугало Россию. Впервые она продемонстрировала готовность пойти на компромисс. Сама того не желая, Москва своей аферой на Кавказе ускорила процесс европейского единения. В то время как одни нашли пути сближения, Россия оказалась в одиночестве. И ШОС, которую Россия хотела превратить в анти-НАТО и в которой наряду с Москвой тон задает Китай, отказалась подчиняться Кремлю. И даже бывшие вассалы в оборонном союзе стран СНГ не поддались давлению и не пошли на консенсус. И только Никарагуа и "Хамас" одобрили действия России, но на этом независимого государства не построишь.
Сначала тон России был довольно жестким, теперь он заметно смягчился. Капитал утекает из страны, цены на нефть падают, а дебаты об энергетической зависимости приобретают в ЕС новый размах. Москва понимает: скоро ее праздник может закончиться. И тогда ей потребуются друзья. Поляк Дональд Туск предложил свои услуги в качестве посредника.