В российском вторжении в Грузию есть хорошая и плохая сторона. Хорошая состоит в том, что Россия сменила Соединенные Штаты в списке "плохих парней", которые занимаются самоуправством. Плохая - в том, что теперь нам придется серьезным образом пересмотреть свои отношения с Россией. Кроме того, могут возникнуть сложности с попыткой организовать международное давление на Иран, чтобы тот отказался от ядерных амбиций - в этом деле Россия была важным партнером. Но в первую очередь, и это самое главное, мы должны выдворить российские войска из Грузии. Для этого есть несколько вариантов.
Первый и самый неудачный - это косовское решение. Миротворцы ООН займут две отколовшиеся от Грузии провинции до тех пор, пока там не пройдет референдум. Это сыграет на руку России, поскольку обе республики, несомненно, проголосуют за независимость и фактически превратятся в сателлитов России. Грузины немедленно отвергнут этот шаг. Русские будут настаивать: что хорошо для Косово, то хорошо и для Южной Осетии с Абхазией. Грузины сходу отвергнут подобную ситуацию. Тем не менее, некая вариация на указанную тему, возможно, позволит выиграть время, чтобы страсти улеглись. Возможен вариант, при котором обе провинции станут протекторатами ООН до тех пор, пока не пройдет мирная конференция по урегулированию проблемы. Демилитаризация конфликта позволит и России, и Грузии отступить, но при этом спасти лицо. Хотя неясно, собираются ли русские отступать.
Второе решение не менее тяжелое. США могут объявить, что создадут полевые аэродромы и необходимые для танковой бригады запасы в Грузии, чтобы защитить демократию и трансгрузинский трубопровод. Очевидно, что русские воспримут это как попытку потуже затянуть петлю у себя на шее.
Вероятность того, что русские отступят, перевешивает шанс, что они могут в упреждающем порядке оккупировать оставшуюся часть Грузии или наказать наших европейских союзников, прекратив поставки нефти и природного газа. Тем не менее, если США объявят, что рассматривают возможность подобного шага - на случай, если русские не отступят и не пойдут на участие в мирной конференции - то Россия, возможно, задумается о переговорах. Тем не менее, это опасное предприятие. В военных играх, где у российской стороны так много вариантов, игроки, выступающие на стороне России, в прошлом вели себя плохо, если им давали понять, что наращивание сил неизбежно. В то же время они выказывают определенный интерес к попыткам торговаться, если Запад говорит о наращивании сил как об одном из вариантов.
Третье решение связано с наименьшим риском. Оно заключается в том, чтобы продолжать дипломатическую изоляцию, подталкивая Россию к отступлению. В число более жестких санкций могут войти бойкот зимней Олимпиады в России, а также исключение страны из "большой восьмерки" и ВТО. Россия хочет, чтобы ее вновь воспринимали всерьез, а нам она нужна, чтобы решить иранский и северокорейский ядерные вопросы. Похоже, метод кнута и пряника - самый для нас разумный, но русским следует напомнить, что возможность для действий у нас есть.
Одно точно: умиротворение - не вариант. Россия должна знать, что в глобальном мире запугивание соседей неприемлемо. Некоторые сторонники России заявляют, что русские не чувствуют уважения со стороны Запада в целом и США в частности. Однако память российской правящей элиты отличается избирательностью. США поддержали вступление России в "большую восьмерку" и во Всемирную торговую организацию. Они высоко оценили полезную роль, которую Россия сыграла в сдерживании ядерных амбиций Ирана. Да и президент Буш старательно выказывал уважение Владимиру Путину, когда тот был президентом России.
Россия уже столкнулась с рядом последствий своей грузинской авантюры. Спустя всего несколько дней после того, как российские солдаты перешли грузинскую границу, Польша одобрила американский план по размещению противоракетного щита на своей территории. Глуповатый российский ответ, содержавший многочисленные угрозы ядерного возмездия, лишь ухудшил имидж России.
Если Россия намерена вернуться к конфронтации времен холодной войны, мы знаем, как с этим быть - у нас за плечами сорок лет практики. Самая главная российская угроза - лишить Западную Европу энергетических поставок. Но Европа все больше энергии получает из альтернативных источников, включая атомные электростанции. В долгосрочной перспективе бойкот со стороны России больше повредит ей самой, нежели Европе. Русские стоят перед четким выбором: сохранить процветание или предпочесть сдерживание.