Теракты 2001 года стали прелюдией к десятилетию войн, опустошивших Ирак и Афганистан, а также подорвали самооценку единственной сверхдержавы и развеяли ее иллюзии, полагает The Independent. В Америке это десятилетие теперь называют "потерянным", пишет журналист Руперт Корнвелл.
Можно ли указать точную дату, когда это десятилетие закончилось? Возможно, это 1 мая нынешнего года, когда американские спецназовцы выследили и убили Усаму бен Ладена: организатор терактов поплатился за преступление.
"Но если взглянуть в другом ракурсе, ответ не столь очевиден", - продолжает автор. За последние 10 лет Америка потеряла не только своих граждан или репутацию, но, главное, потеряла иллюзии. 11 сентября 2001 года была развеяна иллюзия неуязвимости территории США перед враждебными иностранцами, а спустя 10 лет исчезло ощущение, что Америка - край неограниченных возможностей и растущего процветания, что бы ни случалось во внешнем мире.
По мнению автора, новая эра для США началась в прошлый четверг, когда Обама представил в Конгресс план спасения от рецессии - "призыв к оружию, вторящий призыву Буша, который когда-то там же объявил войну террору". Обама признал печальные реалии экономического положения, что американские президенты ранее признавали редко. "Для этого понадобилось 10 лет", - замечает автор.
11 сентября 2001 года - подлинное начало XXI века, полагает Руперт Корнвелл. XX век, по его мнению, закончился 25 декабря 1991 года, "когда СССР отошел в прошлое", а в промежутке между этими событиями история словно бы отдыхала.
Колоссальность трагедий, которые одновременно произошли 11 сентября, до сих пор разум не может вместить, пишет автор: столкновение самолетов с небоскребами кажется сценой из комиксов. Утешает лишь тот факт, что первоначально террористы планировали захватить не четыре авиалайнера, а целых 10.
Предотвратить эти теракты, вероятно, было можно, но лишь по счастливому стечению обстоятельств, пишет автор, отмечая отсутствие координации между ФБР и ЦРУ, тот факт, что Пентагон все еще предпочитал менталитет и оружие времен холодной войны (оборона была направлена против угроз извне, а не из американских гражданских аэропортов), характер внешней политики. Сегодня многое изменилось к лучшему. Тому порукой - факт, что на континентальной территории США больше не было терактов.
"Однако главным недостатком из тех, которые были выявлены независимой комиссией, был недостаток воображения", - указывает журналист. Даже сегодня трудно понять, как кучка фанатиков и отщепенцев в ходе операции, управляемой с территории одной из самых отсталых стран мира, нанесла самому могущественному в истории государству прямой ущерб на 40 млрд долларов - примерно такой же, как ураган "Катрина".
В отместку США начали три войны - с правительством талибов в Афганистане (эту войну автор считает совершенно оправданной), с Ираком ("катастрофическая война, развязанная по свободному выбору") и глобальную "войну с террором". В 2009 году война с террором получила более безобидное название - "Чрезвычайные операции за рубежом", но она продолжается с меньшей оглаской, но в столь же беспощадном духе, говорится в статье.
В целом, по некоторым данным, издержки США на десятилетие войн составляют до 4 трлн долларов. "Цена, которую невозможно подсчитать количественно, столь же велика", - пишет автор, напоминая, что пытки подозреваемых, Гуантанамо и "Абу-Грейб" нанесли шокирующий урон репутации Америки, и даже избрание чернокожего президента не вытеснило образ надменности, самоуправства и невежества. "Строго говоря, Обама во многом продолжает политику Буша, хотя самые грубые крайности смягчены", - считает Корнвелл. Тюрьма в Гуантанамо все еще функционирует, подозреваемых в терроризме судят военным судом, удары с беспилотников практикуются еще чаще, чем раньше.
В США паника десятилетней давности отступила. Американцы смиряются с тем, что терроризм - элемент современного мира. Но психологические травмы не проходят, и обстановка в центрах власти в США остается нервозной: так, землетрясение в Вашингтоне было первоначально воспринято как теракт. Однако автор полагает, что повторение 11 сентября маловероятно, поскольку люди стали намного бдительнее.
"А если бы терактов 11 сентября не произошло?" - вопрошает автор. Во многих аспектах Америка была бы сейчас совсем другой: теракты считались бы бедой менее удачливых стран. Возможно, Буш проиграл бы выборы на второй срок. Но экономический и финансовый кризис произошел бы все равно, при любом президенте США, считает автор. "А сегодня для американцев главный повод для беспокойства и главная проблема - последствия этого кризиса", - отмечает он.
По его мнению, 11 сентября усугубило тяжесть кризиса и нынешние проблемы Обамы: "Буш предпочел оплачивать свои войны за счет кредитов, нарастив долг, который теперь связывает руки его преемнику". Но одновременно "нельзя сваливать на бен Ладена вину за маниакальную тягу правительства к дерегулированию рынков", - добавляет автор. Бен Ладен не виноват ни в том, что ФРС установила крайне низкие процентные ставки, повлекшие за собой безрассудную выдачу ипотечных кредитов, ни в хронической неспособности Америки жить по средствам.
В политической жизни та же ситуация, считает автор: межпартийная борьба почти парализовала систему. Раздоры в Вашингтоне можно объяснить целым комплексом причин (например, республиканцы полагают, что Билл Клинтон обвел их вокруг пальца, а левые верят в заговор правых), но не событиями 11 сентября. "Строго говоря, теракты породили недолговечное, но поразительное политическое единение", - напоминает он. По мнению автора, тогда Буш мог бы воспользоваться своей популярностью и принять смелые шаги для смягчения грядущего политического кризиса. "Но ему не хватило то ли политической воли, то ли воображения, и он упустил свой шанс. Тогда, как и сейчас, все компромиссы должны были заключаться на условиях республиканцев", - пишет автор.
Если бен Ладен в чем и виноват, так это в том, что отвлек Америку от главного, считает Корнвелл. Пока США бросили все силы на войну с террором, Китай и другие промышленные страны без большого шума, но упорно продвигались вперед, "завоевали американские рынки и перетянули к себе рабочие места американцев, а также скупали облигации США в колоссальном масштабе, дабы Америка могла по-прежнему потреблять больше, чем производит". Величайшая военная держава сделалась крупнейшим в мире должником, и все это время политики скрывали правду и твердили, что Америка занимает особое место в мире и может сама диктовать свои правила.
"К чести Обамы, его речь в четверг, когда он признал, что США столкнулись с затяжным "общенациональным кризисом", содержала на редкость мало попыток подсластить пилюлю истины", - говорится в статье. Другой вопрос, преодолеет ли его план разобщенность политиков. Республиканцы уверены, что, срывая все планы Обамы, повышают свои шансы на возвращение в Белый дом в будущем году.
Американцам свойственно ожидать, что любую проблему можно решить быстро, замечает автор. "Отсутствие немедленных результатов - главная причина невысокого мнения об Обаме и тем более о Конгрессе", - пишет он. Как бы то ни было, уверенность пошатнулась не из-за "Аль-Каиды", но и в свете глобальных экономических тенденций, которые в ближайшие десятилетия только интенсифицируются.
Со времен "великой депрессии" и до конца XX века американская мечта держалась на вере, что каждое поколение будет жить лучше, чем его родители. Но с 2001 года число неимущих и лиц, не имеющих медицинской страховки, возросло, средний доход снизился, разрыв между богатыми и бедными вновь так же расширился, как в пору краха Уолл-стрит в 1929 году. "Больше всего обескураживает безработица", - пишет автор, предполагая, что истинный уровень - не официальные 9%, почти 17%.
"Единственная сверхдержава мира заново усваивает одну из констант истории - принцип, что экономические кризисы бывают еще более непреодолимыми, чем войны", - заключает автор. Война объединяет нацию. Но невозможно себе вообразить, чтобы демократы и республиканцы взялись за руки, празднуя принятие экономического компромиссного плана, который наведет порядок в стране.
Руперт Корнвелл также называет прошедшие 10 лет "десятилетием страхов, конфликтов и эрозии гражданских свобод". По данным Watson Institute for International Studies (университет Брауна, Род-Айленд), в Афганистане, Ираке и Пакистане было убито не менее 236,5 тыс. человек. "Это почти в 80 раз больше, чем число погибших 11 сентября, но последствия терактов на том не исчерпываются", - пишет автор.
В статье описывается ситуация в разных странах. В Афганистане - война, теракты, коррупция и масштабное производство опиума и каннабиса. США потратили на ведение войны почти 450 млрд долларов. Этой суммы хватило бы, чтобы выдать каждому афганцу, включая детей, 15 тыс. долларов - средний заработок жителя Афганистана за 10 лет.
В Ираке число стычек на межрелигиозной почве снизилось до 14 в день в среднем, и это считается победой. Но, по оценкам Watson Institute, за годы хаоса погибло около 126 тыс. мирных граждан. Идея превращения Ирака в светоч демократии остается наивной мечтой, пишет автор. Что до "Аль-Каиды", то бен Ладен мертв, но успокаиваться преждевременно.
На Западе не замечают того факта, что большинство жертв "Аль-Каиды" (а счет погибших идет на тысячи) - это мусульмане, между тем реакция США на теракты 11 сентября доказала миллионам мусульман, что Америка относится к ним враждебно. Отношения США с арабским миром испортились, что особенно видно по отношениям с Пакистаном, отмечает Корнвелл.