"Эдвард Сноуден раскритиковал своих хозяев, обрушившись на нарушение Кремлем прав человека и намекнув на возможную причастность России к двум последним крупным взломам правительственных компьютеров в США, имеющим отношение к безопасности", - пишет бывший корреспондент The Guardian Алан Расбриджер в статье для Financial Times.
Разделив ланч с Financial Times, он пожаловался на то, что Москва "очень далеко зашла, прибегнув к способам, которые совершенно бесполезны, дорогостоящи и разрушительны для личных и коллективных прав", и добавил, что он по-прежнему верен только США, передает журналист.
Он назвал утечку в прошлом месяце шпионских инструментов АНБ, возможно, организованную Россией, "косвенной угрозой" правительству США. Попытки хакеров по прозвищу "Теневые Брокеры" продать с аукциона компьютерный код АНБ, используемый для взлома иностранных сетей, были попыткой показать Вашингтону, насколько он уязвим, добавил Сноуден.
"Пообедать со Сноуденом не так-то просто. Бывший сотрудник АНБ не хотел беседовать в московском ресторане, так что - через посредника - мы договорились о встрече в моем отеле и рискнули заказать обед в номер. Он явится в назначенное время. Это все, что мне нужно знать", - пишет Расбриджер.
"Он находится в вынужденной изоляции в Москве с 2013 года, когда - будучи объектом беспрецедентных розысков - он был вынужден покинуть Гонконг. Как продвигается его русский? Он подтверждает, что его достаточно для того, чтобы сделать заказ в ресторане, но он не хочет его совершенствовать", - говорится в статье.
"Вся моя работа - на английском. Со всеми, с кем я работаю, я говорю по-английски, - говорит Сноуден. - Я сплю в России, но живу во всем мире. У меня нет особых связей с Россией. И это вполне осознанно, потому что, как бы безумно это ни звучало, я все же планирую отсюда уехать".
"Что касается меня, я, для начала, немного экспат, потому что - не забывайте - я подписался работать на ЦРУ и на АНБ за рубежом. Так что это не так уж отличается от командировок, которые я совершал на службе США", - заявил Сноуден.
"Единственная разница заключается в том, что я по-прежнему нахожусь в заграничной командировке и работаю на США, но они этого не осознают", - добавил разоблачитель.
Расбриджер задал ему вопрос, не лишают ли его сна мысли о том, что террористы ИГИЛ (организация запрещена в РФ. - Прим. ред.) могли получить какие-то полезные преимущества от обнародованной им информации.
Ну, прежде всего, говорит он, что касается всех недавних терактов в Европе, подозреваемые были известны властям, у которых, таким образом, была возможность преследовать их, не будучи вынужденными также собирать чьи-то еще данные. Во-вторых, указывает он, Усама бен Ладен прекратил пользоваться мобильным телефоном в 1998 году - не из-за утечек в газеты, а потому что "в кругах террористов действуют жестокие дарвиновские законы. Задолго до того как мы, общественность, узнали о каких-либо из этих способов наблюдения, они уже знали об этом годами, потому что, если бы они не знали, то были бы уже мертвы".
"Кроме того, факт взлома компьютеров Национального комитета Демократической партии не удивителен и не представляет интереса. Мы взламываем компьютеры политических партий во всем мире, как и все страны. Интересным это делает то, что некоторые данные, взятые с этого сервера, были затем опубликованы. Это что-то новое, я думаю", - отметил Сноуден. Что заставляет его подумать о том, что это было сделано "в политических целях".
Он говорит - как человек, который пытался делать что-то подобное по отношению к Китаю - что будет легко приписать этот взлом кому угодно. "Это создает проблему, потому что, скажем, у АНБ есть явные улики, которые свидетельствуют о том, что это русские взломали компьютеры Национального комитета, и они говорят нам, что это сделали русские, как это проверить? Это предполагает уровень доверия, которого больше не существует", - сказал Сноуден.
Его американский адвокат Бен Уизнер, по сообщениям, готовится подать прошение президенту Бараку Обаме о помиловании для Сноудена до того, как он уйдет в отставку, отмечает автор.
Если Сноуден раскритиковал обоих кандидатов в президенты США, репутация которых "основана на скандалах", то его готовность делиться с 2,3 млн своих подписчиков в Twitter критикой российской политики не прошла незамеченной. "Многие, кому не безразлична моя судьба, говорят, чтобы я замолчал, но, если бы я настолько был зациклен на своих интересах, то я бы не покинул Гавайи", - заявил он.
"Я не могу исправить ситуацию с правами человека в России, и, что реалистично, моим приоритетом было бы исправить ситуацию сначала в моей стране, потому что именно ей я предан. Но, хотя вполне возможно, что это не сыграет никакой роли, может быть, это поможет", - отметил Сноуден.