В понедельник в Москве российский нефтяной магнат Михаил Ходорковский в последний день процесса, имеющего политический оттенок, обвинил в своем аресте "криминальную бюрократию" и категорически отказался просить суд о снисхождении.
"Я не намерен просить снисхождения, поскольку я работал на благо моей страны", - заявил 41-летний Ходорковский из клетки в зале суда, откуда он на протяжении девяти месяцев следил за рассмотрением дела о неуплате налогов, махинациях и хищениях.
"Я не разваливал Советский Союз, не разрушал советскую промышленность, - сказал Ходорковский, который в момент ареста был самым богатым человеком России. - На мою долю выпало эту промышленность восстанавливать. Это - десятки и сотни предприятий. Сейчас они все работают на благо России. Я, хоть и перестал быть их совладельцем, горжусь этим".
После того как он закончил свою 40-минутную речь, его сторонники, собравшиеся в маленьком зале суда, разразились аплодисментами.
Прокуроры называют дело Ходорковского необходимым шагом в борьбе с финансовой преступностью. Но его сторонники считают это дело, а также разрушение его компании ЮКОС местью Кремля за политическую активность Ходорковского и доказательством того, что законность в посткоммунистической России не соблюдается.
До ареста спецназовцами в масках, которые ворвались в его частный самолет в сибирском аэропорту в октябре 2003 года, Ходорковский выстраивал свою политическую идентичность в противовес президенту Владимиру Путину и финансировал оппозиционные политические организации.
Судья Мосгорсуда Ирина Колесникова заявила, что приговор будет вынесен 27 апреля. Ходорковскому и второму обвиняемому, его партнеру Платону Лебедеву, грозит до 10 лет лишения свободы.
После завершения заседания в понедельник прокуроры назвали речь Ходорковского - возможно, его последнее публичное выступление за годы - пустыми словами.
"Все красивые слова и громкие заявления о невиновности и заботе о благе России, сделанные сегодня в суде, так словами и остаются", - заявил журналистам прокурор Дмитрий Шохин. По его словам, в ходе разбирательства, длившегося почти год, "мы видели", что за всем этим стоит циничное расхищение "десятков миллиардов рублей". Он отметил, что государству, обществу и гражданам был нанесен огромный ущерб.
Ходорковский принадлежал к числу так называемых российских олигархов, которые сколотили состояния, скупая государственные активы в ходе поспешных и порой сомнительных приватизационных сделок после распада СССР. Ходорковский превратил ЮКОС в компанию, которая на рынке оценивалась в 40 млрд долларов, добывала одну пятую российской нефти и снискала похвалы зарубежных аналитиков за приверженность западным финансовым методам.
В ходе преследований Ходорковского власти перепроверили отчетность ЮКОСа и предъявили компании претензии по недоплаченным налогам на сумму 28 млрд долларов.
В декабре была совершена принудительная продажа главного актива компании, дочернего предприятия "Юганскнефтегаз", которое добывает более миллиона баррелей нефти в день. Подразделение купила государственная компания "Роснефть", которая в этом году осуществит слияние с "Газпромом", образовав энергетический гигант, где контрольный пакет будет принадлежать государству.
Аналитики московского отделения Hermitage Capital Management пришли к выводу, что дело изменило налоговую практику других компаний. Ежегодные налоговые платежи крупных энергетических компаний, включая "Лукойл" и "Сибнефть", после начала преследований ЮКОСа резко увеличились.
"Если не ЮКОСу, то какой-то другой компании пришлось бы отвечать за схемы по уклонению от уплаты налогов, - заявил в марте советник президента Игорь Шувалов. - Никому не нужно новое дело ЮКОСа, но если оно понадобится, чтобы заставить компании платить налоги, правительство пойдет на это, даже в ущерб своему имиджу".
Это ущерб на международной арене. Мало кто симпатизирует Ходорковскому в российском обществе, где люди часто не сознают, что его могут преследовать по политическим мотивам. В информационных выпусках телеканала НТВ в понедельник речь Ходорковского проигнорировали, почти исключительно сосредоточившись на позиции Шохина и добавив лишь краткую реплику одного из адвокатов Ходорковского.
Опасения, что дело ЮКОСа является первым в серии преследований, ведущих к ренационализации, встревожили инвесторов. Утечка капиталов в прошлом году выросла в пять раз, почти до 9,5 млрд долларов. В настоящее время Кремль пытается убедить инвесторов в том, что ЮКОС является исключительным случаем.
В воскресенье в Ганновере, где Путин присутствовал на открытии торговой ярмарки, он заявил, что разговоры о подготовке России к пересмотру приватизационных сделок не имеют под собой оснований. В понедельник Путин и канцлер Герхард Шредер объявили о ряде крупных сделок, включая участие Германии в добыче и транспортировке газа и продаже России скоростных поездов.
Путин заявил о понимании того, что возможности промышленного роста и диверсификации зависят от уровня экономической свободы.
Но Андрей Илларионов, один из экономических советников Путина, часто выступающий против действий правительства, в понедельник заявил, что стране предстоит еще многое сделать для ликвидации ущерба, нанесенного преследованием ЮКОСа.
На российском экономическом форуме в Лондоне он отметил, что действия российских властей в 2003-2004 годах заставили многих в мире задуматься о том, куда движется Россия. По его словам, власти принимают меры, чтобы ликвидировать ущерб, но этих мер недостаточно.
Прокуратура не обошла вниманием ключевые фигуры компании, взяв под стражу одних и вынудив других уехать за границу. Глава службы безопасности ЮКОСа Алексей Пичугин в марте был приговорен к 20 годам лишения свободы по обвинениям в убийстве и покушении на убийство в ходе закрытого судебного заседания.