Счет на 790 млн долларов после обещания Путина обуздать налоговиков
Российские власти нанесли удар по совместному предприятию BP PLC в России, предъявив ему новые налоговые претензии на 22 млрд рублей, или почти на 790 млн долларов, и подорвав попытки Кремля вернуть доверие нервничающих инвесторов.
Меньше месяца назад президент Владимир Путин на встрече с лидерами российского бизнеса пообещал обуздать налоговых инспекторов, которые начали проверки в десятках крупных российских компаний после прошлогоднего налогового дела, закончившегося частичной национализацией нефтяного гиганта ЮКОС.
"Это очень неприятный сюрприз", - заявил в кулуарах ежегодной российской инвестиционной конференции в Лондоне Виктор Вексельберг, генеральный директор и крупный акционер совместного предприятия, получившего название ТНК-BP. О новых претензиях было объявлено в тот момент, когда Вексельберг произносил речь о перспективах российской нефтяной отрасли.
Позже, беседуя с журналистами, он отверг все аналогии с ЮКОСом. "Никаких рисков и параллелей с ЮКОСом быть не может, потому что мы не ЮКОС", - заявил он.
Представители ТНК-BP заявили о намерении оспорить претензии, которые добавились к требованиям в размере 4 млрд рублей, предъявленным компании в прошлом году и касающимся 2001 года. Потенциальная финансовая незащищенность BP ограничена, так как совместное предприятие было создано лишь в 2003 году, и российские партнеры BP согласились взять на себя значительную часть бремени. По словам Вексельберга, налоговые органы проводят проверку за все годы после 2001-го и могут предъявить новые претензии.
Пресс-секретарь BP сказала, что у компании нет обязательств, связанных с новой налоговой претензией.
В попытках успокоить деловое сообщество и оживить внутренние инвестиции Кремль пытается представить дело ЮКОСа как частный случай. Но налоговые претензии к ТНК-BP и другим компаниям вызывают опасения, что в поле зрения властей могут попасть и другие крупные бизнесмены. Претензии к ТНК-BP самые большие из предъявленных компаниям с крупным иностранным инвестором.
Вексельберг, в прошлом году попавший на первые полосы газет в связи с покупкой коллекции яиц Фаберже у семьи Форбс, является одним из трех миллиардеров, контролирующих больше половины ТНК-BP. Хотя трудно сказать, являются ли налоговые претензии политически мотивированными, никто из крупных российских акционеров не демонстрировал агрессивных политических амбиций, ставших причиной наступления Кремля на бывшего генерального директора и главного акционера ЮКОСа Михаила Ходорковского, которого в настоящее время судят по обвинениям в мошенничестве и неуплате налогов.
Налоговые претензии за 2001 год являются вторым ударом, полученным за последние месяцы совместным предприятием BP стоимостью 7 млрд долларов. В нынешнем году российский министр природных ресурсов заявил, что на аукционы по продаже прав на разработку новых нефтяных месторождений будут допущены только компании, где российским инвесторам принадлежит не менее 51%, особо отметив, что ТНК-BP, в которой BP имеет 50%, участвовать в них не будет. На прошлой неделе министерство отменило несколько уже назначенных аукционов из-за заявок, поданных англо-российской компанией.
На фоне резкого усиления роли государства в стратегически важном энергетическом секторе ограничения, связанные с аукционами, вызывают опасения, что Кремль стремится вытеснить иностранных инвесторов в угоду местным интересам, связанным с одними из крупнейших в мире нефтегазовыми резервами.
Хотя многие инвесторы и аналитики надеялись, что последние попытки Кремля успокоить инвесторов предвещают улучшение бизнес-климата, "они могут оказаться лишь затишьем перед бурей", считает Стивен О'Салливан, глава аналитического отдела московской инвестиционной фирмы "Объединенная финансовая группа".
Публично высокопоставленные российские чиновники заявляют, что они по-прежнему рады иностранным инвестициям в энергетический сектор. Вчера в Германии Путин благословил сделку по совместной добыче газа между российской государственной монополией "Газпром" и немецкой компанией BASF AG.
В интервью в Лондоне один из экономических советников Кремля заявил, что после подготовки необходимых поправок ограничения по аукционам будут смягчены с тем, чтобы ТНК-BP считалась российской компанией.
Аркадий Дворкович отметил, что Путин остается приверженцем рыночной модернизации. Но он признал, что взятие бюрократии под контроль после дела ЮКОСа требует времени. "Необходимо изменить психологию людей, работающих во власти".
Он назвал дело ЮКОСа "исключением", отметив, что власть должна была восстановить свой авторитет под угрозой диктата со стороны крупного бизнеса. "Реакция была неизбежной", - заявил он.
Вчера Ходорковский отверг эту аргументацию в своем последнем слове в московском суде. Он отрицал, что бросил политический вызов Кремлю. Он заявил, что в действительности его посадили в тюрьму, чтобы "не мешал разграблению компании".
"Люди, которые заняты сегодня расхищением активов ЮКОСа, не имеют никакого реального отношения к государству российскому и его интересам, - сказал он. - Это просто нечистоплотные, своекорыстные бюрократы, и больше никто".