С королем Мохаммедом VI Марокко входит в современность. Кодекс семьи был реформирован, предоставив женщинам больше прав, чем раньше. Открыты досье по годам репрессий, пыток и исчезновений людей (1970 и 1999 годы).
Комиссия публично заслушала свидетельства многих тысяч жертв и семей исчезнувших людей, которые жили во времена правления Хасана II, многие получили компенсации. Но, самое главное, было отменено табу: пресса теперь говорит о соблюдении прав человека, а правозащитные организации работают в условиях полной свободы. Марокко хотело оздоровить свое недавнее прошлое и сделало это прозрачно и смело, так, как этого не осмелилась сделать ни одна другая арабская страна.
В результате в стране стало легче дышать, к инвесторам и экономическим организациям вернулась уверенность. Кроме того, в стране все чаще говорят о намерении отменить смертную казнь: Марокко стало бы единственным арабо-мусульманским государством, где бы проголосовали за подобный закон. Фактом также является то, что в ООН Марокко представляет в эти дни свой план автономии для провинций Сахары, основанный на международных критериях: Рабат хочет, чтобы сахарский вопрос был решен раз и навсегда и чтобы соседний Алжир перестал его использовать как повод для обозначения своей враждебности в отношении марокканского режима. У самого Алжира хватает проблем. Там с 1991 года идет гражданская война, исламский терроризм очень активен. Даже по окончании этой войны некоторые группы исламских террористов не разоружились и продолжают наносить удары по армии и государству. И именно в этой стране было объявлено о создании вооруженного крыла "Аль-Каиды Магриба", которое заявило о себе атаками на полицию, армию, государственные учреждения. Примером может служить вчерашний теракт перед зданием правительства. Зона действия исламистов выходит за рамки границ этой страны.
В отличие от Алжира, обладающего нефтяными и газовыми месторождениями, Марокко не имеет природных богатств, кроме фосфата. Страна рассчитывает лишь на свой человеческий капитал, на валютные переводы от иммигрантов и доходы от туризма (более 6 миллионов туристов в 2006 году). Город Танжер выдвинул свою кандидатуру, претендуя на проведение Всемирной выставки 2012 года. Тема, избранная Марокко, обращена к современности - "Дороги мира: встреча культур все более сплоченного мира".
И этому Марокко кто-то, отравленный деструктивной и нигилистической идеологией, хочет помешать в достижении прогресса, но эти люди представляют собой незначительное меньшинство, которое не находит никакой поддержки у населения. Речь идет о террористах, прошедших промывание мозгов и действующих автономно. Теракты 16 мая 2003 года и 11 марта прошлого года вписываются в эти рамки. То, что произошло во вторник, связано с тем, что с 2004 года полиция ведет расследование в отношении причастных к терактам. В Марокко существует прекрасная система безопасности, и с 11 марта были арестованы 31 человек. Марокканские полиция и жандармерия не путают ислам с терроризмом. Исламизм как политическое течение существует и в Марокко, и это течение довольно популярно, но страна выступает против терроризма и насилия. Терроризмом увлекаются изолированные группки, действующее подпольно, и об их реальной мотивации мало что известно. Именно полиция обнаружила квартиру, где скрывались лица, подозреваемые в терроризме, окружила квартал Фида и вынудила подозреваемых сдаться. В результате операции пять человек погибли: один террорист был застрелен, трое других предпочли взорвать себя при помощи поясов смертников, один полицейский был убит, пятеро прохожих получили ранения.
Как сказал один инспектор, "чтобы спастись, они убивают себя!" Умереть, чтобы не заговорить и не назвать имен своих товарищей. Умереть, чтобы стать мучениками! Неизвестно, откуда они, кто их идеологически обработал, кто ими манипулировал. Известно, что все они - марокканцы и что они получали приказы не из-за рубежа. Стало известно, что все теракты, осуществленные в последние месяцы в Алжире, Тунисе и в Марокко, совершались по приказу номера два "Аль-Каиды" Аймана аз-Завахири, вознамерившегося продемонстрировать, что его организация способна действовать в планетарном масштабе. Однако это нельзя назвать четко подтвержденными версиями. Бич международного терроризма хлещет по арабским странам, которые хотят войти в современность и которые поддерживают хорошие отношения с Западом. Некоторые разочарованные и психологически слабые индивидуумы берут на себя инициативу по нарушению общественного порядка, чтобы удовлетворить собственные иррациональные и патологические амбиции.
Марокко не утверждает, что все хорошо. Страна признает существование серьезных экономических проблем, бедности, нищеты, безработицы. Король работает, работают и правительство, и парламент. Не терроризм укажет стране решения. Это сразу же поняли все марокканцы. В день после терактов 16 марта 2003 года в Касабланке миллионы граждан вышли на демонстрации, протестуя против таких варварских методов. Повсюду был расклеен плакат: открытая ладонь, на которой по-арабски и по-французски написано: "Не трогай мою страну!" Вчера утром пресса была единодушна: вся страна осуждает террористические акты и отдает должное эффективности полиции.