В крохотном музее восковых фигур, расположенном в часе езды от Белграда среди уличных кафе, дешевых магазинов одежды и лавок, где торгуют подержанными мобильниками, художники два месяца трудились денно и нощно над произведением в честь Владимира Путина, повествует Bloomberg. Фигура Путина размещена рядом с флагом компартии Югославии и местными деятелями вроде Милошевича и Тито, это знак признательности за то, что Путин поддерживает возражения Сербии против независимости Косово, пишут журналисты Джеймс М. Гомес, Гордана Филипович и Миша Савич.
"Примерно 75% сербских граждан уважают Путина и Россию, поэтому мы решили, что первым иностранцем будет Путин, - сказал Драган Маркович Пальма, мэр города Ягодина, где статуя Путина была выставлена в марте. - Россия нам очень помогла".
24 апреля в Сербии состоятся парламентские выборы. Кампания премьер-министра Вучича, который намерен подготовить страну к вступлению в ЕС, натолкнулась на тот факт, что люди сползают в сторону национализма, считают авторы. В Сербии по старинке нежно относятся к России, сохраняется обида из-за кровавого распада Югославии, а Евросоюз сам шатается, испытывая сомнения в своем будущем. "Это на руку, в том числе, Радикальной партии, которая хочет прекратить переговоры о вступлении в торговый союз", - пишут авторы.
Согласно опросу от 10 апреля, в Сербии 11% избирателей положительно относятся к вступлению в ЕС и НАТО, а 72% - отрицательно. ("В 90-х НАТО дважды бомбило сербов", - напоминает издание). Правда, в другом опросе за вступление в ЕС высказалось 48%. Из 18 партий, претендующих на мандаты в парламенте, восемь - пророссийские.
И все же Вучич сделал подготовку Сербии к вступлению в ЕС к 2020 году своей главной внешнеполитической целью. Многие сербы считают, что путь к повышению уровня жизни лежит через членство в ЕС, а не через связи с Россией.
Прямые зарубежные инвестиции, в основном из ЕС, неуклонно растут в Сербии последние пять лет.
У сербов все еще есть сильная культурная близость с Россией, обе страны - православные и используют кириллицу.
Но у Воислава Шешеля и других пророссийских фигур слишком мало времени, чтобы сыграть на чувствах славянской дружбы, считают авторы.
"У нас нет ничего общего с Россией, - сказал в Ягодине Александар Радокойкович, 38-летний безработный плотник. - Большая часть вещей поступает в Сербию с Запада, а если мы пытаемся отсюда сбежать и найти где-нибудь работу, то мы опять же ищем ее на Западе, а не в России".