Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
12 августа 2005 г.

Редакция | The Economist

"Последний герой"

Контраст судеб может показаться ошеломляющим. Многие версии того, чем бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский обидел президента России Владимира Путина, применимы и к Абрамовичу. По крайней мере, кажется, что это так.

Говорят, что Ходорковский лез в политику. Абрамович - губернатор Чукотки. ЮКОС обвиняют в махинациях с налогами. "Сибнефть", которую контролирует Абрамович, применяет схемы "оптимизации" налогов весьма эффективно. Подобно Ходорковскому, Абрамович был в числе первых российских боссов, отказавшихся от непрозрачных методов в пользу лучшего, и в конечном счете более выгодного, корпоративного управления. Но, утверждают некоторые критики, "Сибнефть" еще не совсем выросла.

В судах Москвы и Британских Вирджинских островов фирма Sibir Energy утверждает, что "Сибнефть" незаконно растворила 50% ее акций в совместном предприятии в Западной Сибири стоимостью 2 млрд долларов до менее 1% путем тайных эмиссий - излюбленный трюк в 1990-е годы. ("Сибнефть" намекает, что растворение было частью сделки с крупным акционером компании Sibir.)

При всех своих яхтах и многочисленных домах Абрамович живет гораздо шикарнее, чем жил Ходорковский. Но налоговые претензии разрушили ЮКОС, тогда как "Сибнефть" тихо и полюбовно урегулировала значительно меньшие претензии. И в то время как Ходорковский, приговоренный к девяти годам, сидит в камере с 10 другими заключенными, Абрамович, ставший теперь самым богатым человеком России, в выходные будет смотреть, как его любимая игрушка, футбольный клуб "Челси", начнет отстаивать титул чемпиона премьер-лиги.

Это можно объяснить тем, что российские "правила" отличаются от западных. Они к тому же склонны к внезапным изменениям. И понимание этого является, пожалуй, главным талантом Абрамовича.

Говорят, что он, вместе с одним из первых олигархов, Борисом Березовским, помогал сделать Путина преемником Бориса Ельцина. Но Абрамович разобрался в Путине лучше, чем его партнер.

Из своего Лондонского изгнания Березовский недавно пригрозил подать против Абрамовича иск в связи с незаконным приобретением его активов после того, как он был вынужден уехать из России. (Более благожелательная интерпретация - Абрамович просто воспользовался удобным случаем.)

Один из партнеров Ходорковского, Леонид Невзлин, утверждает, что Абрамович, прекративший слияние "Сибнефти" с ЮКОСом после ареста Ходорковского, стоит и за делом ЮКОСа. Ходорковский, похоже, разделяет эту точку зрения, так как в суде он говорил о махинациях "посредственных бизнесменов", владеющих яхтами и футбольными клубами. Но на прошлой неделе Ходорковский отступил, заявив, что, хотя Абрамович и не святой, он не виноват в его падении.

В отличие от павших магнатов, Абрамович не скупится, когда речь идет о правительстве Путина. Он пообещал финансировать строительство нового футбольного стадиона. Он отдал Кремлю свою долю в телеканале, приобретенном у Березовского. Это стало доказательством того, что он не политический бузотер. Несмотря на роскошную жизнь, в политике Абрамович всегда держался незаметно. В то время как у других, пусть с опозданием, обнаружились политические принципы, у Абрамовича проснулся интерес к недвижимости.

Он не пытается влиять на парламент и обхаживать иностранных сановников, как делал Ходорковский. Чукотка - это скорее бизнес, чем политика. Сторонники Абрамовича утверждают, что он интересуется этим заполярным регионом исключительно из человеколюбия. С его приходом жизнь 50 тыс. жителей, и правда, улучшилась.

Скептики говорят о региональных налоговых льготах, которыми пользуется "Сибнефть" (компания утверждает, что льготы перекрываются затратами на социальные проекты). Абрамович наезжает в свою вотчину реже, чем раньше, и похоже, готов уйти в декабре, когда истечет срок его губернаторства. Впрочем, Кремль может пожелать, чтобы он остался.

Прощальные настроения

Помимо Чукотки, он избавляется от своих российских активов, включая крупные пакеты акций "Аэрофлота" и алюминиевой компании "Русал". Весьма вероятно, что "правила" начнут меняться перед президентскими выборами 2008 года: общественное брожение или экономический спад могут толкнуть Путина на популистские меры, направленные против олигархов.

Как выяснили Березовский и Ходорковский, смена президентов (если смена состоится) - дело рискованное. А Абрамович, несмотря на щедрые дары, не принадлежит к доминирующим в Кремле группировкам выходцев из Петербурга или бывших сотрудников КГБ. Он осколок эпохи Ельцина (в которую его прозвали "кошельком") и вследствие этого уязвим. Его сторонники утверждают, что он уходит не из России, а из бизнеса, чтобы уделять больше времени футбольной команде.

Последним актом может стать продажа 72% акций "Сибнефти". Поскольку роль иностранных фирм в российском энергетическом секторе теперь ограничена, остается один вероятный покупатель: контролируемый государством газовый гигант "Газпром". В июле Путин заявил, что знает о переговорах "Газпрома" с "Сибнефтью", и его заявление было воспринято как решающий фактор.

Сегодня в российском энергетическом секторе, как в старом советском анекдоте, все, что не запрещено, является обязательным. Главным препятствием является пиар: как обставить передачу актива стоимостью 10 млрд долларов, который Абрамович вместе с Березовским получил за бесценок десятилетие назад. Но если сделка состоится, экстравагантный, но застенчивый Абрамович расстанется с Россией весьма противоречивым образом - помогая правительству восстановить контроль над энергетическими ресурсами, сомнительная приватизация которых сделала его и других миллиардерами.

Источник: The Economist


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru