Российские войска, продолжающие операцию по "принуждению к миру" на территории Грузии, вошли в город Гори, расположенный всего в 70 км от Тбилиси. Президент Михаил Саакашвили, оставшийся без поддержки западных союзников, заявил, что целью Москвы является свержение законного грузинского правительства. Ряд зарубежных политиков призывают дать жесткий отпор "наполеоновским амбициям Путина", который, по мнению СМИ, оттеснил президента Медведева на второй план. Однако официальный Вашингтон не намерен портить отношения с Россией из-за крошечной сепаратистской республики, сознают наблюдатели. Более того, ни США, ни Европа не могут противопоставить Москве ничего, кроме осуждающих заявлений.
Вторжение в Грузию продолжается, информирует The Washington Post. Вчера президент Дмитрий Медведев дал понять, что Россия сворачивает свою военную операцию, однако одновременно войска продолжили наступление. Не прекратились и бомбардировки. Это противоречие соответствовало поведению российского режима на протяжении всего кризиса, считает редакция WP: слова расходились с поступками, поступки не вписывались в международные нормы.
Саакашвили принял предложение Франции по немедленному прекращению огня, а Россия, напротив, предполагает издание, готова к свержению грузинского правительства, так как оно не желает быть ее вассалом. "Россия вторглась на территорию суверенного соседнего государства и угрожает демократическому правительству, избранному народом, - заявил вчера президент Буш. - Такие действия неприемлемы в XXI веке".
Красиво сказано, но что с этим делать? Издание призывает мировую общественность пригрозить России "долговременными и разрушительными последствиями", если оккупации части Грузии продолжится, а также пересмотром решения о проведении Олимпиады-2014 в Сочи. Кроме того, газета поддерживает призыв кандидата в президенты США, республиканца Джона Маккейна усиливать "связи между Грузией и трансатлантическими институтами, включая План действий по вступлению в НАТО". Это верный призыв, отмечает The Washington Post, но предварительным условием для углубления отношений является выживание независимой Грузии, а Россия поставила это выживание под сомнение.
По мнению Михаила Саакашвили, Россия стремится свергнуть грузинское правительство, сообщает итальянская La Repubblica. "После Гори дело может дойти до Тбилиси, - заявил грузинский лидер в ходе пресс-конференции. - Русские обвиняют нас в развязывании конфликта, но за 12 часов они мобилизовали 500 танков и 25 тысяч человек. Это заранее спланированная агрессия. Они хотят свергнуть власть в Грузии, потому что не могут смириться с существованием демократического и независимого правительства у своих границ".
Российское давление Грузия ощущала на себе по меньшей мере пять лет, напомнил Саакашвили. Москва установила тотальное эмбарго, в 2005 году в самый разгар зимы были полностью прекращены поставки нефти. "Сегодня русская армия, которой командует непосредственно Путин, берет под прицел не военные объекты, а мосты, дороги, жилые дома, - указал он. - Южная Осетия - только предлог. Россия хочет завладеть всей Грузией".
Чем дальше российские танки углубляются в Грузию, тем более мир осознает подлинность наполеоновских амбиций Владимира Путина, пишет консервативная американская The Wall Street Journal. Обеспечив себе авторитарный переход на пост премьер-министра при марионеточном президенте, Путин ныне старается возродить господство России в Евразии. Поэтому Запад должен заявить, что Грузия - это уже чересчур, уверено издание.
Нынешние действия - это самый наглый поступок путинского режима, первая наступательная операция военных за пределами российской территории с тех пор, как не стало советского режима. Однако эти действия по духу вяжутся с уже сложившейся тенденцией других угроз и оскорблений, адресованных соседям России. Вторжение в Грузию - это пощечина НАТО, и потому альянс должен дать решительный ответ, говорится в редакционном материале.
Путин ставит на то, что он нужен Западу больше, чем Запад - ему, имея в виду поставки нефти и сдерживание иранских ядерных амбиций. Путин ошибается, пишет издание: его "сотрудничество" с Западом не приносит польза. Кроме того, Россия нуждается в западных капиталовложениях и специалистах для освоения своих нефтяных и газовых месторождений. США и Европа должны четко объяснить все это, резюмирует WSJ.
Однако, несмотря на призывы сторонников жесткой линии, официальный Вашингтон занимает двойственные позиции, рассказывает британская The Times. Несмотря на то, что Михаил Саакашвили несколько лет пытался укрепить отношения своей страны с далекой сверхдержавой, вся помощь, оказанная ему Америкой, свелась к ряду осуждающих заявлений в адрес России. И неясно, что еще, кроме слов, могут использовать США, указывает газета.
Вашингтон не станет рисковать, затевая военную или даже дипломатическую конфронтацию со все более агрессивной Москвой из-за судьбы кавказской провинции, население которой предпочло бы находиться под властью России. И хотя в Вашингтоне действительно царит недовольство дерзким поведением России в последние дни, даже некоторые друзья Грузии раздражены, поскольку Саакашвили, вероятно, сам спровоцировал нынешнюю заваруху.
Нынешний кризис подчеркнул глубокие расхождения среди людей, определяющих внешнюю политику США, пишет The Times. Вашингтон поддерживал хорошие рабочие отношения с Саакашвили, но обычный прагматизм требовал также избегать ссор с Москвой. В значительной степени это стремление оставаться друзьями исходило напрямую от Джорджа Буша. Но даже те представители администрации, которые не симпатизируют российскому лидеру, сознают, что хорошие отношения с Москвой будут вовсе не лишними.
В то же время некоторые сторонники жесткой линии ощущают, что при продолжении курса, который Россия избрала при Путине, находить компромиссы с Москвой в будущем станет невозможно. Так, в воскресенье вице-президент Чейни, обычно весьма скрытный, позволил общественности узнать, что он разговаривал с Саакашвили и заявил, что российская агрессия "не должна остаться без ответа". Непонятно, удастся ли Чейни исполнить обещания, данные Саакашвили, хотя вполне вероятно, что российские действия в Грузии позволят сторонникам жесткой линии укрепить свои позиции, полагает издание.
Премьер-министр Владимир Путин дал американским критикам жесткий отпор, пишет немецкаяDer Tagesspiegel. По словам Путина, Россия всегда играла на Кавказе стабилизирующую, а значит, позитивную роль. Так будет и впредь. "И пусть никто в этом не сомневается". Это предостережение было адресовано Вашингтону, который с момента краха Советского Союза ведет с Москвой ожесточенную конкурентную борьбу, стремясь вытеснить Россию из богатого нефтью и стратегически важного Южного Кавказа. Примечательно, что решающие слова в конфликте вокруг Южной Осетии произнес именно он, а не президент Дмитрий Медведев, указывает газета.
В субботу Путин прямиком с Олимпиады в Пекине направился во Владикавказ, столицу Северной Осетии, чтобы навестить там раненых и скоординировать помощь беженцам из Южной Осетии. Президент Медведев, который, согласно конституции, является верховным главнокомандующим, напротив, остался в Москве, подчеркивает издание. Это пришлось среднестатистическому русскому Ивану так же не по душе, как и высказывания Медведева относительно конфликта. Россияне ждали более жесткой реакции, и симпатии народа оказались полностью на стороне Путина.
Государственный телеканал РТР показал встречу Путина с Медведевым целиком в выпуске новостей, не пожалев главу государства, продолжает издание. Ничто не ускользнуло от взора внимательного телезрителя - ни неожиданная бледность, ни ставший неуверенным взгляд, ни согбенная поза ученика, которого застукали за невыполненным домашним заданием. Почти 100 дней Медведев находится у власти, но ему до сих пор не удалось выйти из тени предшественника.
Не помогла ему и война в Южной Осетии. Подобные ситуации (вспомним события 11 сентября в США) способствуют тому, что даже такие мало или средне одаренные политики, как Джордж Буш, растут над собой. В России этого не произошло. Напротив, поползли слухи о том, что Путин готовит свое возвращение в Кремль и потому довел эскалацию конфликта в Южной Осетии до кровавой войны. Судя по всему, операция по "принуждению к миру" на территории Грузии продолжится, считает Der Tagesspiegel. А Москва еще в Афганистане и Чечне показала: если Россия борется за мир, то не оставляет при этом камня на камне.
Также по теме:
Роковая ошибка Грузии (Обзор прессы)
Победителя зовут Путин (Frankfurter Rundschau)
Косово - да, Южной Осетии - нет (El Pais)