С тех пор как Хиллари Клинтон покинула пост госсекретаря, она сама, президент Обама и сотрудники их аппаратов старались сохранить видимость единодушия в их истории совместной работы и взглядах на мир, пишет Марк Лендлер в The New York Times. Но в минувшее воскресенье г-жа Клинтон раскритиковала не только нежелание Обамы помогать сирийским повстанцам, но и фразу, в которой он суммировал всю свою внешнюю политику. Эти высказывания прозвучали в интервью Клинтон Джеффри Голдбергу из журнала Atlantic.
"Великим странам нужны организующие принципы. "Не делайте глупостей" - это не организующий принцип", - заявила Клинтон. Газета поясняет: фразой "Не делайте глупостей" Обама объяснял помощникам и журналистам свое нежелание втягивать США в хаотичные зарубежные конфликты.
Хиллари Клинтон заявила: на ее взгляд, эта фраза - скорее "политическое послание" уставшему от войны американскому обществу, чем реальное мировоззрение Обамы. "Эта трактовка даже усиливает язвительность ее слов, так как, собственно, "Не делайте глупостей" - красная нить проекта внешней политики, который Обама изложил в мае в своей речи в Вест-Пойнте", - комментирует автор.
Правда, тех, кто смотрел дебаты на праймериз демократов в 2008 году, не удивит, что Клинтон по своим взглядам ближе к "ястребам", чем Обама. В бытность госсекретарем у нее были разногласия с президентом, хотя скорее в области тактики.
"Изменилось другое - ее готовность говорить об этих разногласиях в открытую и помещать их в контекст другого мировоззрения", - пишет Лендлер. Г-жа Клинтон дает понять, что расходится с Обамой во взглядах на проекцию могущества США. "Дескать, его подход - это осторожность, замкнутость США на себе, четкое ощущение, что возможности ограничены. А ее подход - энергичный, оптимистичный, он старомоден и ничуть того не стесняется", - говорится в статье.
"Знаете, когда вы ругаете себя, когда вы залегаете на дно и отступаете, принятые вами решения вовсе не будут лучше тех, которые вы принимаете, когда агрессивно, воинственно рветесь вперед", - сказала Клинтон Голдбергу.
Газета замечает: "Сейчас г-жа Клинтон накануне возможной избирательной кампании обозначает свои личные внешнеполитические позиции. Вполне естественно, что некоторые ее заявления окажутся не вполне созвучны ее деятельности на посту госсекретаря, когда она угождала президенту".
В интервью она сказала, что всегда полагала, что у Ирана нет права обогащать уран. "Но в декабре 2010 года она стала одним из первых официальных лиц США, которые публично признали, что по условиям ядерного соглашения Иран может получить право на обогащение урана", - приводит пример автор.