В отличие от президента Турции Эрдогана, массово арестовывающего, задерживающего и увольняющего своих противников, российский президент Путин "всегда пользовался точечным насилием", отмечает в The Washington Post директор по мировым переходным программам института "Легатум" (Лондон) Энн Эпплбаум. "Чтобы устрашать журналистов, он следит за тем, чтобы одного из них время от времени убивали; чтобы напугать олигархов, он отправил одного из них на десять лет за решетку. Он контролирует экономику посредством системы блата и откатов головокружительных масштабов", - говорится в статье.
Однако и Эрдогану, и Путину нужна компания. Оба они параноидально боятся невидимых врагов. Оба понимают, что нелюбимы немалой частью своих народов. "Оба знают, что ученые и интеллектуалы, арестованные в Анкаре или находящиеся под осадой в Москве, всегда будут им противостоять - даже с заткнутыми ртами. Оба знают, что величайшая угроза их личной власти - идеи и дела, представляемые этими людьми: не просто демократия, но и власть закона, независимость судей, свобода слова, права человека", - говорится в статье.
"Геостратегические, военные и даже исторические расчеты должны были бы сделать Россию и Турцию антагонистами. Но их встреча иллюстрирует нечто малопонятное для многих западных политиков и мыслителей-"реалистов", - отмечает журналистка. По ее мнению, если бы Турция оставалась демократией, Эрдоган просил бы западных союзников помочь ему в противостоянии с Россией. Но контакт с Западом подразумевает контакт с западными идеями, полагает Эпплбаум.
"Положиться на Запад - значит, положиться на страны, верящие в правовые формы, которые Эрдоган хочет подавить. Эти страны могут поддерживать людей, кажущихся Эрдогану достойными тюрьмы", - говорится в статье.
"Мы сколько угодно можем твердить себе, что в этом циничном мире США и Европа должны стремиться к прагматичным политическим целям и реализации финансовых интересов. Мы можем твердить, что природа режимов, которые мы поддерживаем, не должна иметь значения и что наша внешняя политика должна определяться хладнокровным расчетом. Но (...) диктаторы предпочитают друг друга всему остальному. Демократам на заметку", - резюмирует Эпплбаум.