Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
12 декабря 2007 г.

Клиффорд Дж. Леви | The New York Times

Человек, которого выбрал президент, готов назначить Путина премьер-министром

Давний помощник Владимира Путина, на которого тот указал как на своего преемника на посту президента России, во вторник публично выразил желание, чтобы Путин стал его премьер-министром. Тем самым он дал самый четкий на данный момент знак о том, как Путин планирует сохранять твердый контроль над Кремлем по окончании президентского срока весной будущего года.

Заявление, сделанное помощником - Дмитрием Медведевым - в обращении к нации, создает перспективу кардинального переустройства структуры российской власти: на данный момент государством руководит президент с большими полномочиями, назначающий премьер-министра, который в значительной мере выполняет функции администратора.

В качестве премьер-министра Путин вполне может затмить Медведева, превратив его в нечто типа номинального президента по модели таких стран с парламентским строем, как Германия или Италия.

Путин не дал публичного ответа на предложение Медведева, но в России большинство наблюдателей предполагают, что Медведев пошел на этот шаг по просьбе патрона.

Некоторые высокопоставленные представители кремлевской администрации отметили, что в октябре Путин сказал, что после истечения срока останется влиятельной фигурой, возможно, путем перехода на пост премьера. Путин после нескольких лет экономического роста и стабильности является популярным руководителем, но конституция запрещает ему баллотироваться на третий президентский срок подряд.

Однако и после высказываний Медведева многие вопросы остались без ответов, как часто случается, когда Кремль предает огласке решения о передаче власти. Медведев - давний протеже Путина, не имеющий другой опоры в Кремле, - предложил Путину вышеупомянутую должность, но не раскрыл в подробностях свои представления о премьерстве Путина.

В своей речи Медведев похвалил Путина и сказал, что Россия должна продолжать курс, которым нынешний президент следует после вступления в должность в 2000 году. Для этого, по словам Медведева, Путин должен остаться в правительстве.

"Мало избрать нового президента, разделяющего эту идеологию, - сказал Медведев. - Не менее важно сохранить дееспособность команды, сформированной действующим президентом. И поэтому считаю принципиально важным для нашей страны сохранить на важнейшей должности в исполнительной власти - должности председателя правительства Российской Федерации - Владимира Владимировича Путина".

Медведев также высказался в духе заявлений, сделанных Путиным в последние месяцы, - высоко оценил возрождение роли России на международной арене.

"Стало другим отношение к России в мире, - сказал он. - Нас не воспитывают как школяров. Нас уважают и с нами считаются. Россия вернула себе подобающее место в мировом сообществе. Россия стала другой - более сильной и благополучной".

42-летний Медведев, сдержанный по натуре, в прошлом - преподаватель права, был назначен Путиным на посты первого вице-премьера и председателя совета директоров "Газпрома", российского газового монополиста. В отличие от Путина и многих других видных кремлевских чиновников, Медведев в прошлом не имел отношения к службам государственной безопасности. Считается, что благодаря поддержке Путина его поражение на мартовских президентских выборах маловероятно.

Если Путин всерьез намеревается стать премьер-министром, то, по распространенному мнению в России, он и Медведев уже пришли к договоренности о трансформации полномочий, связанных в данный момент с этим постом. Должность президента в России предполагает намного большее могущество, чем любые другие посты: президент имеет в своем подчинении спецслужбы (например, ФСБ, преемницу КГБ), а также вооруженные силы, министерство внутренних дел и судебную систему. У власти премьер-министра нет настоящей опоры, поскольку его кандидатуру вносит президент, а утверждает парламент.

Его партия "Единая Россия" имеет в парламенте большинство, и Путин в силах значительно расширить полномочия премьер-министра, даже не внося поправок в конституцию. Все, что ему нужно, - это согласие Медведева на ограничение полномочий президента.

Именно парламент при предыдущем президенте Борисе Ельцине предписал, чтобы ключевые министерства были подотчетны президенту, а не премьер-министру. Для изменения этой практики, дабы министерства отчитывались перед премьером, потребуется всего лишь постановление парламента, которое вступит в законную силу после его утверждения президентом.

Существует также прецедент делегирования полномочий главнокомандующего от президента премьер-министру - оно осуществляется в соответствии с должным указом президента. В 1996 году, когда Ельцину делали операцию по шунтированию сосудов сердца, его премьер-министр Виктор Черномырдин на один день получил полномочия главнокомандующего и "ядерный чемоданчик".

В аналитической статье, опубликованной в журнале New Times 8 октября, о таком сценарии событий было сказано, что при таком раскладе президент Российской Федерации, кто бы ни занял этот пост, станет чисто номинальной фигурой: его функции будут сводиться к принятию верительных грамот от послов, выполнению роли хозяина на официальных обедах от имени государства и обмену рукопожатиями с голландской королевой.

'Это может целиком держаться на том, что политики ударили по рукам", - заметил Лев Окуньков, декан юридического факультета Международного университета (Москва).

Некоторые аналитики во вторник даже предположили, что Медведев может досрочно уйти в отставку с поста президента, расчистив дорогу для "повышения Путина по службе" - его превращения из премьера в президента, что также возможно без внесения поправок в конституцию.

Замглавы пресс-службы Путина Дмитрий Песков воздержался от ответа на вопрос, планирует ли Путин изменить структуру полномочий и обязанностей премьер-министра.

'Мы говорим о гипотетических возможностях, но если все "если" воплотятся в жизнь, тогда Путин определенно будет рассчитывать на гармоничные отношения с Медведевым, так как в этическом плане Медведев будет его начальником", - сказал Песков.

На своей встрече с иностранными журналистами в ноябре Медведев заявил, что парламентская модель, сходная с устройством некоторых европейских стран, не в его вкусе, и отметил, что Россия нуждается в сильной президентской власти для того, чтобы развиваться дальше.

"Модель, которую мы имеем в России, данная социально-экономическая модель, несовместима с парламентской демократией, - сказал он. - России следует развиваться таким же образом, как и ряду крупных держав с сильной властью президента. Это основа для сохранения государства в существующих границах, и я полагаю, что с этим трудно спорить" (обратный перевод с английского. - Прим. ред.).

Георгий Сатаров, в прошлом один из ближайших помощников Ельцина, президент фонда ИНДЕМ - независимой московской организации, занимающейся мониторингом, - предостерег от поспешных оценок, заявив, что политическая ситуация сейчас настолько изменчива, что трудно предугадать структуру государства в будущем году, а уж тем более имя человека, который будет главным.

По словам Сатарова, самая неотложная необходимость для Путина - это обуздать смуту в Кремле, поскольку в предвидении окончания президентского срока кланы борются между собой за власть. Заявление, сделанное во вторник, возможно, этому способствовало - в нем содержался сигнал, что Путин никуда не уходит, по крайней мере на данный момент, пояснил Сатаров.

'Ему очень важно восстановить равновесие и успокоить чиновников, - сказал Сатаров. - Я вовсе не уверен, что оглашенные ими планы в будущем году будут осуществлены".

Материал подготовлен при участии Эндрю Крамера

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru