Анализируя развитие экономического кризиса в России, зарубежные обозреватели приходят к выводу, что результатом может стать возврат к авторитаризму и плановой экономике. Кремль будет диктовать, какие сектора и какие предприятия следует спасать, пишут СМИ.
Могущество и популярность Владимира Путина в России строились на примитивной политической модели, пишет Джеймс Марсон, колумнист The Guardian: "большой пряник и большой кнут". "Пряником" стал бум потребления, подкрепленный доходами от нефти, "кнутом" – авторитарный контроль за политической жизнью и СМИ, которые описывают происходящее в стране в розовых тонах, связывая все успехи с Путиным и виня за все беды западные страны и "демократию времен Ельцина".
Кризис ударил по России и поставил под угрозу ее политическую модель, продолжает автор. "Пряник" Путина стремительно тает. Да и "кнут" выглядит не так убедительно, отмечает Марсон. Контроль над телевидением хорош, когда "картинка" похожа на реальность. Но как поверить, что кризиса нет, когда твоего друга увольняют, тебе самому урезают зарплату, а соседа выгоняют из дома за неуплату ипотеки?
Неясно, как общество будет реагировать на кризис, говорится далее в статье. Что скажет новый средний класс, потеряв должности, машины и отпуска за границей? Захотят ли эти люди новых экономических и политических реформ? Один из вариантов развития ситуации, пишет автор, предложил политолог Евгений Гонтмахер в статье "Сценарий: Новочеркасск-2009", которая вызвала переполох. Джеймс Марсон поясняет, что Новочеркасск – это город, где демонстрация рабочих против повышения цен привела к массовому расстрелу в 1962 году. "Ведомостям" за эту публикацию было вынесено предупреждение от соответствующего федерального органа по надзору над СМИ.
Другим примером завинчивания гаек, полагает автор, можно считать реакцию на призыв московского мэра Лужкова вернуться к прямым выборам губернаторов. В ответ президент Медведев предложил всем недовольным подать прошение об отставке. Это может стать тревожным звоночком, говорится в статье: Путин и Медведев рискуют попасть в ловушку собственной политической модели – "пряника" будет все меньше, а, значит, "кнута" все больше.
"Российское государство пользуется кризисом, чтобы взять под контроль целые сектора экономики" – так озаглавила свой комментарий французская Le Monde.
Из-за кризиса государство в России, как и во всех странах, пришло на помощь банкам и компаниям, оказавшимся в затруднительном положении: в экономику было вложено 130 млрд евро. "Крупным российским компаниям, задушенным долгами и столкнувшимся с головокружительным падением биржевой капитализации, пришлось расталкивать друг друга локтями, чтобы получить обещанную правительством помощь для рефинансирования кредитов", – указывает корреспондент Мари Жего.
Но, поскольку всех не спасешь, продолжает автор, государство само решит, кто должен умереть. Если во время экономического кризиса 1998 года олигархи диктовали свою волю слабой власти, то сегодня государство берет реванш, бросая им спасательный круг, отмечает Мари Жего. Взамен оно намерено входить в капиталы крупных компаний: в статье приводятся примеры предоставления государством помощи компаниям Олега Дерипаски, Михаила Фридмана, а также НПО "Сатурн", перешедшего под полный госконтроль.
"Сколько бы государство ни клялось, что не собирается вечно держать эти активы, следует опасаться худшего", – продолжает корреспондент, цитируя далее слова представителя инвестиционного банка UniCredit Aton: "Этот план – синоним возвращения к плановой экономике. Кремль будет диктовать, какие сектора и какие предприятия следует спасать".
"Отсутствие прозрачности, слабость институтов и алчность правящего клана заставляют опасаться, что цвет промышленности может очень скоро оказаться в руках "Корпорации" – элиты в погонах, вышедшей из спецслужб и пробившейся к управлению политикой и экономикой", – заключает автор статьи.
Между тем финансовый кризис в России только нарастает: The Times прогнозирует дальнейшее ослабление рубля. Корреспондент Тони Хэлпин ссылается на мнение руководителя отделения Royal Bank of Scotland по исследованию развивающихся рынков Тимоти Эша: "Если оскудение резервов в иностранной валюте продолжится нынешними темпами, а цены на нефть не повысятся, российские власти, возможно, предпримут более решительный, разовый шаг по ослаблению рубля".