Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
12 декабря 2013 г.

Протесты на Украине обусловлены не грезами о Европе, а страхом перед "белорусским кошмаром"

Для большинства американцев альянс национализма с наднациональной бюрократией - идея странная, замечает в статье для Foreign Policy Майкл Вейсс, главный редактор интернет-журнала Interpreter. На взгляд Вейсса, нелегко отыскать "связное, эффективное определение слова "Европа" в плане культуры". Даже слова, приписываемые Киссинджеру: "Кому мне позвонить, если я захочу поговорить с Европой?" - были насмешкой над идеей, что страны, охотно воевавшие между собой, смогут принимать коллективные внешнеполитические решения.

"И все же Украина сейчас входит в третью неделю акций протеста на морозе, от которого лопаются градусники, и рискует подвергнуться жестоким государственным гонениям всего лишь потому, что президент Янукович дал отбой Соглашению об ассоциации, открывавшему Украине больше возможностей в торговле с ЕС", - подчеркивает автор. Он цитирует слова историка Тимоти Снайдера, который поставил вопрос еще более лаконично: "Готов ли хоть кто-нибудь в мире получить дубинкой по голове ради торгового соглашения с США?". "В вопросе Снайдера косвенно признается: в странах бывшего СССР идентичность формируется не только мечтами человека, но и тем, чего он никак не желает", - пишет автор.

Украинцы протестуют не просто ради облегчения торговли с Брюсселем, но и против "гегемонского протекционизма Москвы", как выражается автор.

У путинистов есть свое определение "Европы", полагает автор. Это "импотенция у 12-летних детей, скабрезные телепередачи для малышей, агенты ЦРУ из шведских аристократических семей и пакт о самоубийстве цивилизации". Но на их стороне также популизм - евроскептики различных идеологических мастей в самом Евросоюзе, пишет Вейсс. Партии, ратующие за выход из ЕС и отказ от евро, получают депутатские мандаты во многих европейских странах, а жителям этих стран непонятно, почему кто-то хочет сблизиться с Евросоюзом.

Другого мнения "самые новоиспеченные члены ЕС, те, которые раньше были оккупированы иностранными тоталитарными режимами", как говорится в статье. Так, президент Эстонии Ильвес говорил в интервью автору о "очень мощном цивилизационном элементе "возвращения", имея в виду возвращение в Европу. "Как-никак, мы провели около 800 лет в германском Kulturraum", - добавил он, сравнив советский период с "рекламой Crazy Eddie посреди концерта Моцарта".

Вступление стран Балтии в ЕС в 2004 году - очевидная параллель с текущими событиями в Киеве, полагает автор. Но в сознании украинцев также занимает большое место 1991 год и незавершенная постсоветская консолидация, пишет он, напоминая о разрушении памятника Ленину на бульваре Шевченко.

"Здесь европейский вектор подразумевает необратимую десоветизацию страны. Неважно, какими средствами Путин очаровывает Януковича, идея сразу ясна: возвращение в отреставрированный "нео-СССР" с человеком Кремля на посту президента и политическим классом, который правит по-старому, по-советски, по-русски. Именно этого украинцы не примут, именно против этого они восстают", - сказала в интервью автору украинская писательница Оксана Забужко.

"Евромайданом" движут и более практичные соображения, продолжает Майкл Вейсс. Радиоведущий Игорь Померанцев замечает: молодые украинцы осознают несовершенство ЕС, но требуют прав и привилегий, которые граждане либеральных демократических стран считают естественными. Их влечет перспектива шенгенских виз, учебы и законного трудоустройства в Европе.

"Мало кто добровольно выйдет на марш за диктатуру, коррупцию африканского размаха, высокую смертность, стагнацию и внешнюю политику, продиктованную альянсами с виновниками массовых убийств, - констатирует автор. - Ни один разумный человек также не пожелает, чтобы судьбу его страны решали иностранные вымогатели и их отечественные холуи".

Экс-посол США в Киеве Стивен Пайфер заметил: за последние 20 лет Украина сильно страдала от коррупции и недостатка демократических практик, так что многие украинцы жаждут не только европейского уровня жизни, но и верховенства закона. "Российская сторона не предлагает ничего, что могло бы с этим конкурировать", - указал он.

Президент американской организации Freedom House Дэвид Крамер добавил: даже если автократ был избран демократическим путем, в его жизни наступает момент, когда уйти в отставку невозможно, так как его сожрет созданная им система. "Ты слишком много наворовал, ты так экстраординарно обогатился, что никакая передача власти в будущем невозможна", - сказал Крамер. По мнению автора, "он имел в виду не только Януковича, но и Путина, и Лукашенко".

Автор переходит к теме Белоруссии - "тирании более классического склада и устройства". В декабре 2010-го в Минске было похожее "демократическое брожение", пишет автор, описывая протесты против предполагаемых подтасовок на президентских выборах. Но последние три года в Белоруссии царит неосоветский авторитаризм и ЕС почти забросил попытки подтолкнуть ее к реформам.

Перед президентскими выборами 2010 года Россия и ЕС старались перетянуть Белоруссию на свою сторону. "Как Янукович в 2013-м, Лукашенко в 2010-м сделал ставку на российские гарантии и осуществил планы самосохранения любой ценой. Он развязал суровые гонения", - пишет автор, упоминая об арестах журналистов и судьбе кандидата в президенты Андрея Санникова (получил 5 лет тюрьмы, в 2012-м Лукашенко помиловал его). Санников рассказал автору, что подвергался физическим и психологическим пыткам.

Между тем, несмотря на призывы некоторых министров стран ЕС, отношения Евросоюза с Лукашенко вернулись в "нормальное русло". "Некоторые ключевые предприятия, близкие к Лукашенко, например, собственность нефтяного магната Юрия Чижа, в итоге были исключены из санкционного списка", - пишет автор. ЕС - второй по величине торговый партнер Белоруссии.

Санников указал, что дипломаты ЕС совершили ошибку - поверили расплывчатым заверениям Лукашенко, что он исправится. Но, по данным автора, в Белоруссии остается "около дюжины политзаключенных", "полиция Лукашенко все еще произвольно задерживает и избивает журналистов, активистов и юристов", Минск игнорирует жалобы Комитета ООН по правам человека.

Санников назвал Белоруссию примером того, что задабривание разбойников не побуждает их исправиться. Похожую аналогию провел лидер российской оппозиции Навальный, назвав Лукашенко учителем Путина по части подавления инакомыслия, отмечает автор.

"Можно сказать, что Европа создала Лукашенко, а Лукашенко создал путинскую Россию", - написал Санников в своей статье для E.U. Observer. По его мнению, после любых конфликтов в Европе все равно находятся защитники белорусского режима. Санников надеется, что Брюссель не станет обходиться так с Януковичем, а вместо этого напрямую обратится к украинскому народу. Украинцами движет, по сути, не тяга к Европе, а нежелание возвращаться в СССР, разъясняет он.

Источник: Foreign Policy


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru