Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
12 декабря 2014 г.

Десмонд Батлер, Майкл Вессенстейн, Лаура Видес-Мунос и Андреа Родригес | AP

США привлекали на свою сторону кубинских хип-хоперов, чтобы заронить искры перемен

Одно из агентств США более двух лет тайно внедрялось в ряды андерграундного движения хип-хопа на Кубе и вербовало несведущих рэперов, чтобы создать толчок к появлению антиправительственного молодежного движения, утверждает Associated Press, ссылаясь на документы, которые оказались в его распоряжении. Операция была дилетантской и совершенно безуспешной, пишут журналисты Десмонд Батлер, Майкл Вессенстейн, Лаура Видес-Мунос и Андреа Родригес.

По данным издания, кубинские власти, как минимум, в 6 случаях задерживали или допрашивали людей, причастных к этой программе, а также конфисковывали компьютеры. "Иногда на этих компьютерах имелась информация, создававшая риск для кубинцев, которые, вероятно, и не догадывались о своей невольной причастности к тайной операции США. Но подрядчики Агентства США по международному развитию (USAID) продолжали рисковать собой и людьми, которых продвигали", - пишет издание, излагая выводы своего журналистского расследования.

Кроме того, в итоге эти люди подорвали репутацию кубинского хип-хопа. "Артисты, которых пытались продвигать подрядчики USAID, эмигрировали или перестали выступать после того, как кубинские власти оказали на них давление. Один из самых популярных на острове независимых музыкальных фестивалей был взят властями под контроль после того, как чиновники сочли, что он связан с USAID", - говорится в статье.

Программа описана в документах, которые касались вашингтонской фирмы Creative Associates International. "Это фирма-подрядчик, которой были выплачены миллионы долларов, чтобы она подрывала кубинский коммунистический режим", - пишут авторы. Другие ее проекты (создание так называемого "кубинского Твиттера" и "использование неопытных молодых латиноамериканцев для вербовки активистов", по выражению издания) описаны в предыдущих расследованиях AP.

Со своей стороны, USAID заявило в среду: "Любые утверждения, что наша работа - секретная или тайная, попросту неправда".

"Первоначально "хип-хоп-операцией" на Кубе руководил подрядчик, серб Райко Бозич. Его проект был вдохновлен протестными концертами студенческого движения, которое в 2000 году помогло свергнуть президента Сербии Милошевича", - говорится в статье.

"Подрядчики привлекали десятки кубинских музыкантов к проектам, замаскированным под культурные инициативы, но в действительности предназначенным для того, чтобы увеличить заметность этих музыкантов и подогреть фанатское движение, которое бросило бы вызов правительству", - пишет издание.

Бозич заинтересовался хип-хоп-группой Los Aldeanos, известной острыми критическими текстами.

"Creative с помощью фирмы-прокладки в Панаме и банка в Лихтенштейне замела следы денег после того, как на Кубу были переведены тысячи долларов на съемки телепередачи с участием Los Aldeanos. Передача распространялась на DVD, чтобы обойти кубинскую цензуру", - говорится в статье.

Однажды, когда Бозич в очередной раз прибыл в Гавану, его задержали. Он имел при себе флэшку с потенциально компрометирующей информацией. Бозич вернулся в Сербию досрочно, а подрядчикам сообщили, что он на Кубу больше не поедет.

"Затем кубинские власти арестовали фотографа, который работал с виджеем Адрианом Монсоном - единственным кубинцем, который, судя по документам, сознательно работал на Creative Associates в рамках хип-хоп-программы. Позднее органы госбезопасности допросили Монсона", - говорится в статье.

В апреле 2011 года Монсона снова задержали и конфисковали у него компьютер и флэшку. Только после их возврата он осознал, что на них был документ с именами двух менеджеров Creative.

В 2010 году Los Aldeanos выступили на кубинском независимом фестивале "Ротилья", причем ругали со сцены правительственных деятелей и дразнили полицию.

Через несколько месяцев некий подрядчик сообщил USAID, что, по заявлению кубинской стороны, USAID внедрилось на фестиваль. Вскоре кубинские власти взяли этот фестиваль под свой контроль.

В итоге группа Los Aldeanos пожаловалась, что кубинское правительство не дает ей работать, и перебралась в США. Ее новые тексты стали более мягкими, отмечает издание.

Источник: AP


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru