Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
12 февраля 2001 г.

Робин Диксон | Los Angeles Times

Гонимый магнат - символ притесняемых российских СМИ

Сотогранде (Испания)

Первая ночь в тюремной камере была ужасной. Иногда в темноте российский бизнесмен внезапно открывал глаза и им овладевала паника - как герой Томаса Вулфа во время стремительного скольжения вниз по спирали.

Однако с Владимиром Гусинским произошло нечто худшее. Он оказался в российской тюрьме, и им овладевал страх. Он почувствовал, что власти, которых он так часто критиковал, могут теперь сделать с ним все, что захотят.

"Я испытал момент духовной слабости,- вспоминал он.- Я огляделся и, учитывая весь печальный опыт и знание российской и советской истории, я осознал, что никто не скажет, когда я смогу отсюда выйти. Тогда я заставил себя заснуть."

Атаки на Гусинского стали символом угрозы свободы СМИ в России. Владелец единственного частного общенационального телеканала, известного своей критикой Кремля, в июле прошлого года на три дня был посажен за решетку по обвинению в мошеничестве.

После освобождения он покинул Россию, однако в декабре испанская полиция его арестовала во исполнение ордера, переданного через Интерпол. Сейчас 48-летний магнат находится под домашним арестом на своей вилле на испанской Ривьере и ведет борьбу против своей выдачи России.

В Москве сотрудников его информационной группы "Медиа-МОСТ" почти ежедневно вызывают на допросы, подвергают обыскам и арестам в рамках скоординированной кампании преследования - даже несмотря на то, что президент России Владимир Путин на словах выступает в защиту свободы СМИ. По словам пресс-секретаря компании, в пятницу около 20 сотрудников Генпрокуратуры вновь превели обыск в ее офисе - на этот раз в отделе кадров и бухгалтерии.

Телеканал Гусинского НТВ быстро приближается к тому моменту, который магнат называет "пан или пропал". Вскоре он может оказаться под контролем государства. Его сторонники предупреждают, что, если "Газпром", 38% акций которого принадлежит государству, возьмет канал по свой контроль, это будет решающим ударом по свободе СМИ и серьезным поражением российской демократии.

Гусинский находится под домашним арестом здесь - в этом раю площадок для гольфа, полей для игры в поло и пристаней для яхт. Он расположился на террасе перед бассейном, слушая, как гудит огонь в камине. Магнат проводит время на террасе, делая и принимая звонки по мобильному телефону, анализируя последние шаги государства против его компании.

Когда в прошлом месяце Гусинский давал интервью на своей вилле, он удобно сидел с чашкой чая перед телевизором и смотрел новости по российскому телеканалу, созданному им самим на пустом месте. Испытывая гордость, магнат посмеивался, наблюдая за последними уколами его журналистов в адрес Кремля.

Гусинский - энергичный, импульсивный человек, который говорит то, что думает, даже когда это бестактно. В 1999 году он сказал премьер-министру Путину, что тот никогда не станет президентом. Тогда Гусинский поддерживал политических противников режима и, как теперь говорит, отказался от требования Кремля поставить свои СМИ на службу режиму.

В состав сильно задолжавшей компании Гусинского "Медиа-МОСТ" входят НТВ, журнал "Итоги", газета "Сегодня", радиостация "Эхо Москвы" и другие структуры. В ноябре он уступил контрольный пакет акций НТВ после того, как "Медиа-МОСТ" не смог выплатить кредит в размере 211 млн. долларов, полученный под гарантии "Газпрома", хотя его компания все еще владеет частью акций телеканала.

Часы НТВ могут остановиться этим летом, когда "Медиа-МОСТ" должен будет погасить очередной кредит в размере 262 млн. долларов.

"Сейчас я не загадываю далеко вперед,- подчеркнул Гусинский.- У власти даже не хватает терпения дождаться до лета, поскольку каждый день они с ужасом смотрят телевизор. Ежедневно Путин видит, как замерзают люди на Дальнем Востоке, и он ничего не может сделать. Каждый день он видит, как умирают люди в Чечне, и ничего не может сделать. И каждый день все видят, как он врет."

"Медиа-МОСТ" подвергается нападкам со стороны налоговой полиции, Генпрокуратуры и "Газпром-медиа" - дочерней фирмы "Газпрома", которой принадлежит 46% акций НТВ. Стремясь поставить телеканал под свой контроль, "Газпром-медиа" подал иск в московский суд в попытке заполучить 19% акций НТВ, находящихся у него в качестве обеспечения кредита, срок погашения которого истекает этим летом. "Медиа-МОСТ", который владеет 30% акций НТВ, подал иск в суды в Гибралтаре и Лондоне, чтобы предоставратить переход акций под контроль "Газпром-медиа".

После того как российский арбитражный суд наложил запрет на операции с этими акциями, в прошлом месяце "Газпром-медиа" победоносно заявил, что в его руках теперь находится контрольный пакет акций НТВ и что он намерен назначить новый состав совета директоров, где большинство имел бы "Газпром". Адвокаты "Медиа-МОСТа" горячо оспаривают это утверждение, поскольку решение суда не затрагивает права НТВ голосовать этими акциями. Сражение в судах продолжается.

Тут неожиданно появился американский медиа-магнат и основатель "Си-Эн-Эн" Тед Тернер, предложивший купить 25% акций НТВ за 300 млн. долларов - свое желание присоединиться к сделке выразил и финансист Джордж Сорос. В рамках этой сделки ни один из акционеров не должен будет обладать контрольным пакетом акций, однако Тернер захотел получить от Путина определенные гарантии того, что НТВ не станет орудием пропаганды в руках государства. Помощники президента дали ясно понять, что такого обещания Путин давать не собирается. В каком состоянии сейчас находится эта инициатива, по-прежнему неясно.

Если домашний арест и тяготит Гусинского, то во время интервью он это умело скрывал. Он излучал энергию, от него так и веяло жизнерадостностью. Когда Гусинский смотрел, как НТВ освещает борьбу за право обладания телеканалом, он был похож на отца, с гордостью наблюдающего за игрой своих детей во время спортивного состязания.

Ведущий программы новостей Михаил Осокин сухо изложил отрывок из выступления главы "Газпрома" Рэма Вяхирева, который жестко критиковал журналистов НТВ и работу канала в целом. "Мы примем это к сведению",- кратко подвел итог Осокин, в то время как Гусинский кричал от восторга.

"Вы знаете, самое ужасное - это когда чувствуешь, что ничем не можешь помочь,- отметил Гусинский.- Когда они не дают покоя журналистам, когда у простых переводчиков, работающих в компании, дома проводят обыск, когда их удерживают в течении 10 часов, а следователи кричат на них, издеваются над ними, что я могу сделать? Я ничем не могу им помочь."

В прошлом месяце ведущая НТВ Татьяна Миткова и главный бухгалтер компании Михаил Калашников был подвергнуты допросу. Заместитель главы "Медиа-МОСТа" Андрей Цимайло после нескольких допросов уехал в Лондон. Начальник финансового управления Антон Титов был посажен в тюрьму по обвинению в мошенничестве, в офисах компании было проведено около 30 обысков, а прокуратура конфисковала подмосковный особняк Гусинского.

Большую часть своего семилетнего существования НТВ выделялся среди других телеканалов своим критическим освещением двух чеченских войн, бедственного положения чеченских беженцев, поведением Путина во время катастрофы АПЛ "Курск", коррупции в Кремле, а также недавних страданий жителей Дальнего Востока из-за отключений электроэнергии.

По словам Гусинского, Путин мог бы решать стоящие перед страной проблемы, однако для него намного проще пытаться установить контроль над НТВ.

"Появление Тернера или группы инвесторов в числе акционеров безусловно осложнило бы задачу взятия под контроль редакционной политики НТВ, газет и журналов. Так что задача теперь заключается в том, чтобы уничтожить компанию, прежде чем она подпишет соглашение с Тернером",- подчеркнул Гусинский.

Для символа независимости СМИ у Гусинского слишком много недостатков, однако он, по крайне мере, проявляет готовность признать свои ошибки.

Он напоминает, что самой серьезной его ошибкой было использование его СМИ для переизбрания Бориса Ельцина в 1996 году. В 1997 году он использовал также свои СМИ для нападок на правительственных чиновников, когда проиграл аукцион, на который были выставлены акции государственной телекоммуникационной компании.

Несмотря на свои просчеты, Гусинский сумел создать единственный в России телеканал, репортажи которого традиционно остры, объективны и временами бесстрашны.

"Гусинский попытался спасти российскую прессу, и он создал условия для появления по-настоящему профессиональных и независимых журналистов,- отметил Олег Панфилов из московского Центра журналистики экстремальных ситуаций.- Если НТВ спасти не удастся, последствия будут ужасными. Последние независимые СМИ будут закрыты или превратятся в послушные орудия пропаганды."

По словам главы "Газпром-медиа" Альфреда Коха, Путин имеет самое непосредственное отношение к борьбе вокруг будущего НТВ. В конце прошлого месяца Путин встретился с группой журналистов НТВ и сказал им, что поддерживает дальнейшую независимость телеканала. Однако журналисты по-прежнему относятся к этому скептически.

Действительно, довольно зловеще прозвучали комментарии председателя "Газпрома" Рэма Вяхирева о том, как "Газпром" будет управлять НТВ, если получит контроль над телеканалом.

"Мы до сих пор считаем, что было бы лучше, если бы контрольный пакет акций НТВ по-прежнему оставался бы у "Газпрома",- заявил он в прошлом месяце, несмотря на ранее данные газовой компанией обещания продать часть акций телеканала после приобретения над ней контроля в целях сохранения независимости НТВ.- Мы вполне зрелые люди, и мы должны справедливо и честно сказать о качестве программ. По моему мнению, за последние 2-3 месяца НТВ заметно дискредитировал себя, особенно по сравнению с другими каналами. Так будет продолжаться, если они и впредь будут вести себя, как сейчас, по своей личной глупости."

Хотя Путин утверждает, что является поборником свободой прессы, Кремль прямо вмешивается в работу телевидения. Глава администрации Путина Александр Волошин каждую среду встречается с телевизионными боссами. На этих встречах нет только НТВ.

По словам бывшего телеведущего Сергея Доренко, уволенного с ОРТ, Волошин дает телевизионным начальникам строгие и четкие указания, как они должны работать и как им следует освещать то или иное конкретное событие в своих информационных программах.

Сидя у горячего камина на своей испанской вилле, Гусинский вместе с тем вновь чувствует на себе ледяное дыхание страха, которое не давало ему спать в российской тюрьме.

"Только полные дураки не боятся,- отметил он.- Я, разумеется, боюсь. Я прекрасно понимаю, какая власть сосредоточена в руках российского руководства."

Он не горюет о том, что, возможно, уже никогда не сможет вернуться на свою родину, поскольку Россия его разочаровала. Он утверждает, что его ни грамма не беспокоит возможная потеря своего состояния, которая для него была бы "нежелательной, но не фатальной".

Однако он уверен в том, что, если НТВ окажется в руках государства, все российские СМИ быстро превратятся в орудие пропаганды советского типа, а демократии будет нанесен серьезный ущерб.

"Как бы прекрасно не звучали обещания Путина в отношении свободы прессы, - отметил Гусинский,- о его истинных намерениях можно будет судить по дальнейшей судьбе программ НТВ".

"Нельзя тайно убить НТВ. Его гибель будет публичной, поскольку, если НТВ станет бессовестным и лояльным по отношению к власти, это будет означать, что НТВ больше не существует. И тогда все поймут, что телекомпанию убили."

Источник: Los Angeles Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru