Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
12 февраля 2007 г.

Том Шэнкер | The New York Times

Гейтс возражает против критики Путина в адрес США

Мюнхен, 11 февраля. Министр обороны США Роберт Гейтс, возражая против пространных критических высказываний президента России в адрес США, сказал в воскресенье на европейской конференции по безопасности: "Одной холодной войны было вполне достаточно".

Главы правительств, законодатели и представители армий, собравшиеся здесь, еще долго обсуждали мотивацию Путина, выступившего с длинным списком претензий в отношении доминирующего положения США в международных делах, но Гейтс выбрал для наиболее полного ответа Вашингтона язык "бархатной перчатки", а не "железной руки". Подобно Путину, он неоднократно упоминал холодную войну.

"Как одного из участников "холодной войны", одна из вчерашних речей почти наполнила меня ностальгией по менее сложным временам, - сказал он. - Почти".

Гейтс, бывший глава Центрального разведывательного управления, призванный с академического поста обратно, на государственный пост министра обороны, напомнил участникам 43-й Мюнхенской конференции по политике безопасности, что и он, и Путин на протяжении большей части карьеры были агентами разведок своих правительств.

"И, наверное, у бывалых шпионов есть привычка рубить сплеча, - сказал Гейтс. - Но я прошел переподготовку в виде четырехлетней работы в должности президента университета, где мне пришлось иметь дело с преподавательским составом". Его слова вызвали смех и аплодисменты.

Наиболее резкий его ответ Путину был облечен в мягкую форму. "Россия - наш партнер во многих начинаниях, - сказал Гейтс, - но у нас тоже вызывают удивление некоторые политические решения России, которые противоречат интересам международной стабильности, в частности передача оружия и использование энергетических ресурсов в качестве инструментов политического давления".

В этом опровержении и в более пространной речи о том, что европейские союзники США должны помочь в восстановлении Афганистана и в продолжении борьбы с терроризмом, Гейтс только однажды упомянул имя Путина - когда сказал, что принял приглашение Путина посетить Москву.

В субботу министр обороны России Сергей Иванов, доверенное лицо российского президента, отрицал, что речь Путина носила конфронтационный характер. "Мы не заинтересованы в том, чтобы навязывать российское мнение кому бы то ни было, мы просто говорим то, что мы думаем", - сказал Иванов. Однако он заявил, что его правительство не будет поддерживать международные меры, предпринимаемые без совещания с Россией и без ее согласия, не говоря уж о тех, которые "навязываются России".

Над выступлением Гейтса витала тень его предшественника Дональда Рамсфельда, который во время своего пребывания в должности министра обороны США мог одновременно очаровывать и оскорблять европейскую аудиторию. Рамсфельд в свое время произнес несколько речей, в том числе на Мюнхенской конференции.

Гейтс позиционирует себя как геополитического реалиста. Он вызвал понимающий смех в зале, когда сосредоточился в своей речи на заявлении Путина о том, что Соединенные Штаты и их союзники пытаются вызвать раскол в Европе.

"Все эти характеристики ушли в прошлое, - сказал Гейтс. - Свободный мир против мира за железным занавесом. Север против Юга. Восток против Запада. Я слышал даже, как некоторые говорят о противостоянии между "старой" и "новой" Европой".

Последнее относилось к высказыванию Рамсфельда в январе 2003 года, противопоставившего Германию и Францию, которые возражали против плана вторжения США в Ирак, соседним государствам, оказавшим поддержку этому плану, хотя не все из них члены НАТО.

Рассуждая о причинах успеха НАТО в длительном противостоянии советской угрозе, он сказал: "Довольно очевидно, что тоталитаризм был повержен в такой же степени идеями, которые пропагандировал и пропагандирует Запад, в какой и межконтинентальными баллистическими ракетами, танками и боевыми кораблями, размещенными Западом". Наиболее эффективным оружием альянса, сказал он, была "общая вера в политические и экономические свободы, религиозную толерантности, права человека, представительное правительство и власть закона".

"Эти ценности сохраняли наше единство и вдохновляли людей, находящихся по другую сторону занавеса", - добавил он.

Перейдя к теме нынешних угроз и проблем, он призвал членов НАТО поддержать всеобъемлющую стратегию по стабилизации Афганистана, "сочетающую мощные военные усилия с эффективной поддержкой государственного управления, экономического развития и борьбы с наркотиками".

Он также призвал союзников НАТО увеличить военные расходы, чтобы достичь установленного альянсом порога в 2% ВВП. Сейчас только 6 из 26 членов НАТО выполняют это требование.

Гейтс коротко коснулся войны в Ираке, повторив заявление президента Буша, что Соединенные Штаты и их партнеры должны одержать там верх. Если хаос приведет к расколу Ирака, предостерег Гейтс, "все члены альянса ощутят последствия "региональных волнений и терроризма".

Он признал, что международному положению Америки был нанесен ущерб некоторыми ее действиями в рамках борьбы с терроризмом, в особенности это касается содержания заключенных без должных судебных процедур на американской военной базе на Кубе.

"У меня не вызывает сомнений, что Гуантанамо и некоторые случаи дурного обращения с заключенными в Ираке негативно сказались на репутации Соединенных Штатов, - сказал Гейтс. - Правда и то, однако, что в Гуантанамо содержатся настоящие террористы".

Повторив слова ряда представителей США, Гейтс подчеркнул, что большинство членов администрации Буша выступают за закрытие этого центра содержания заключенных, и пообещал, что процессы над заключенными будут проведены законным и прозрачным образом.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru