"Зимние Олимпийский игры в Сочи - это последняя из реинкарнаций российской потемкинской деревни", - утверждает известный карикатурист Дэвид Хорси в статье для The Los Angeles Times.
"Если ваши воспоминания о российской истории и мифологии так же подтаяли, как снег на горнолыжных трассах сочинского центра "Роза Хутор", я напомню вам, что Григорий Потемкин был любовником Екатерины Великой", - пишет автор статьи. Царица назначила его губернатором недавно завоеванных земель на юге Украины и в Крыму, а потом отправилась туда с визитом со своим двором и несколькими иностранными послами. Потемкин хотел приукрасить виды, так что он велел построить переносную деревню, которую спускали на баржах вдоль Днепра по мере передвижения Екатерины, говорится в статье.
"Многие историки сейчас полагают, что этот рассказ является в большей степени вымыслом, чем фактом, но это не единственный пример того, как русские пытались обмануть иностранцев, чтобы они думали, что дела обстоят лучше, чем в действительности", - пишет Хорси, упоминая посещения британскими и американскими социалистами колхозов в 1920-1930-е годы.
Сейчас президент Путин потратил 50 млрд долларов на Олимпиаду, которая выглядит достаточно реалистично, но может оказаться такой же эфемерной, как потемкинская деревня, заявляет автор. Образ России, формируемый этой Олимпиадой, маскирует реальность застойной российской экономики, слабой судебной системы и недоразвитой демократии, считает он.
"Но, по крайней мере, в эти две недели мы все предпочтем видеть только потемкинскую деревню", - говорится в статье. В конце концов, Сочи - как и все другие города, принимавшие Олимпиаду, - всего лишь фон для действа, во время которого молодые спортсмены расширяют границы атлетического мастерства. От города только это и требуется - служить декорациями, заключает автор статьи.