"Сейчас, когда Запад бьется над смыслом воинственной политики российского президента Путина на Украине, у политиков, возможно, складывается ощущение, что путинский режим несокрушим", - пишет обозреватель Foreign Policy Эндрю Скотт Купер. Похоже, санкции почти не влияют на внешнюю политику Путина, а в России он сохраняет популярность. "Но можно ли считать путинскую Россию недругом, которому Вашингтон будет вынужден противостоять вечно (или как минимум до 2024 года - окончания второго срока Путина)? Не факт", - пишет автор. По его мнению, проблески надежды можно узреть в истории Ирана и в премиальном сегменте рынка нью-йоркской недвижимости.
"С 2008 года, - сообщает издание Nation, - примерно 30% объектов в кондоминиумах дорогостоящих комплексов на Манхэттене были приобретены покупателями, которые указали зарубежный адрес (по большей части - людьми из Китая, России и Латинской Америки) либо куплены на имя фирмы (этот маневр часто применяют иностранные приобретатели)". Автор делает вывод, что Нью-Йорк наводнен деньгами сомнительного происхождения. "Но пока много квартир пустует: новые жильцы из России не особо стремятся в них поселиться", - считает обозреватель.
В Лондоне, по сообщению фирмы Knight Frank, за полгода, с апреля по октябрь 2014 года, 21% приобретений недвижимости в "суперпремиальном" сегменте пришелся на состоятельных россиян. Это на 13% больше, чем за тот же период предыдущего года.
Что все это говорит нам о будущем Путина? В недемократических режимах то, как правящая элита расходует свои деньги, может очень многое сказать о ее уверенности в будущем. Автор заключает: даже те, кто преуспел в путинской России, предпочитают хранить по крайней мере часть своих богатств в странах с мощными правовыми гарантиями и традицией политической стабильности.
Купер проводит параллели с историей иранской революции: "Сейчас многим трудно вообразить, что путинский режим падет в обозримом будущем, но точно так же администрация США считала: не может быть, чтобы иранский шах потерял власть". Если бы ЦРУ и Совет Национальной Безопасности США повнимательнее следили за рынком недвижимости в Лос-Анджелесе, события в Иране не застали бы их врасплох, говорится в статье.
В 1970-е годы Иран пережил нефтяной бум, совсем как Россия при Путине. Деловая элита наживалась, многие рядовые иранцы впервые за несколько веков зажили процветающе в атмосфере политической стабильности.
Но многие иранские семьи первым делом приобретали участки земли за границей или квартиры в Франции, Великобритании или США. В то время это имело экономический смысл, так как в Иране резко рос прожиточный минимум, а доступного по ценам жилья не хватало.
Летом 1977 года отток капитала из Ирана внезапно ускорился, превысив 100 млн долларов в месяц, а в район Сан-Франциско, именуемый "Районом Залива", и в Лос-Анджелес нахлынули состоятельные иранцы, приобретавшие недвижимость, говорится в статье.
Иранцы также стали подавать больше заявлений на американские визы. Летом 1978 года, когда посол США Уильям Х Салливан сообщал начальству, что в Иране все стабильно, его посольство обрабатывало документы на 600-700 неиммигрантских виз в день. Госдепартамент США даже планировал построить в Тегеране новое консульство.
Автор заключает: состоятельные иранцы уже прикидывали, как покинуть страну. У их страны долгая история потрясений и революций. "Мы знали, что это [бум] не может продлиться долго, - сказал мне один иранец, который в то время занимал видное положение в бизнесе. - Если бы не жена, я уехал бы на пять лет раньше".
Автор проводит параллели с Россией: современный россиянин из верхнего среднего класса родился, допустим, 45 лет назад в мощной империи, которая, однако, просуществовала всего 70 лет. В начале 1990-х он сколотил первый капитал, в 1998-м потерял его, потратил много лет, чтобы снова обогатиться. Теперь он вряд ли вверит свои кровные деньги тем же самым коррумпированным банкирам и чиновникам. "Лучше подстраховаться, всецело поддерживать Путина, размахивать флагом - но заранее, на всякий случай, упаковать чемоданы", - пишет Купер.
Хроническая неуверенность российского среднего и верхнего среднего классов - угроза существованию путинского режима, еще более мощная, чем падение цен на нефть, санкции, международная изоляция и приграничные войны, заключает автор.
Этой зимой небоскребы на Манхэттене, построенные на российские деньги, пустуют. Но в 2013 году консульство США в Москве выдало более 191 тыс. неиммигрантских виз (почти на 32 тыс. больше, чем годом ранее). Автор советует в ближайшие год-два присматриваться к окнам: "Когда в еще одной квартире на Манхэттене, принадлежащей россиянам, включается свет, это значит, что в какой-то московской квартире свет погас. Когда грянет следующий кризис и Путин попросит своих богатых товарищей поддержать его на улицах, он, возможно, обнаружит, что они уже переселились на Коламбус-Серкл и Западную 57-ю улицу".