Валерий Гергиев признался в интервью The Times, что пытается замедлить бешеный темп своей жизни и работы. Этот маэстро знаменит тем, что однажды за день продирижировал тремя разными оркестрами в трех странах, замечает корреспондент Ричард Моррисон.
"Я радикально изменил свою философию. Я больше не буду ездить в Америку по восемь раз в год. Стану ездить один-два раза за сезон", - сообщил Гергиев в интервью, но, замявшись, признался: "Ну, может быть, три раза, в виде исключения". Он пообещал уделять еще больше времени Лондонскому симфоническому оркестру, главным дирижером которого является, и Мариинскому театру, где, по выражению автора, "пожалуй, работает Богом - это самое точное определение его должности". Вдобавок он кое-что будет делать в Берлине и Вене, хотя не считает свою работу там важнейшей, а также готовит две новые постановки в Метрополитэн-опера и обсуждает возможность еще двух-трех, как сообщил он сам в интервью.
На прямой вопрос, будут ли музыканты Лондонского симфонического оркестра видеть его чаще, Гергиев обиженно ответил, что в прошлом сезоне дирижировал выступлениями этого коллектива более 60 раз. Сегодня и в четверг в Лондоне под его руководством будет исполнена в концертной версии опера Штрауса "Электра", что весьма сложно технически - нужно выдержать правильный баланс между звучанием различных групп инструментов. "Если ты доверишься своим ушам, то фактически сорвешь концерт. Ты все слышишь на расстоянии от исполнителей, вместе с отголосками. Поэтому надо положиться на свой опыт и довериться оркестрантам, их умению выдержать заданный тобой ритм", - замечает Гергиев.
"Подобные замечания - прагматичные, дельные и глубоко-профессиональные - обескураживают тех, для кого Гергиев - некий гиперактивный невротик, обходящийся минимумом репетиций и устраивающий потрясающие концерты якобы только силой своего темперамента", - замечает газета. У Гергиева есть еще одна поразительная черта - сознание своей исторической миссии, что проявилось в возрождении Мариинского театра. Гергиев бесконечно может говорить об истории этого театра в XIX - начале XX века: тогдашняя авангардная музыка звучала там намного раньше, чем находила признание в Западной Европе. Именно в Мариинском театре в 1863 году впервые в мире была публично исполнена музыка из "Кольца Нибелунгов" Вагнера, причем дирижировал сам композитор.
Сталин переименовал театр в Кировский. "Характерно, что Сталин приказал убить Кирова, а потом назвал театр в его честь!" - замечает Гергиев. "Очевидно, близкая дружба с Путиным не мешает ему наслаждаться черным юмором жизни на родине", - пишет автор. По словам Гергиева, исторические реалии увеличивают в нем чувство ответственности за Мариинский театр: "Мне важно, что единственная встреча Чайковского со Стравинским произошла в коридоре в 10 метрах от моего кабинета". Стравинскому тогда было 7 лет, его мать, увидев Чайковского, представила сына композитору, пояснил Гергиев.
"Не все постановки Мариинского театра вызывают всеобщий восторг, но редко кто сомневается: без умения Гергиева добывать миллионы у российских и иностранных меценатов театр имел бы на порядок меньше средств", - пишет издание. Ныне Гергиев задался целью приучить к опере новое поколение россиян: по его словам, студенты могут приобрести в Мариинском театре дешевые абонементы, дабы понять, почему русскую культуру так любят в мире.