В 2010 году Китай стал второй экономической державой в мире - на десять лет раньше, чем предполагалось. Само по себе это чрезвычайно положительное явление, и рывок европейских компаний на Восток вполне оправдан и вызван желанием завоевать быстро растущий рынок, признает Le Figaro. "Тем не менее, восхищение Запада Китаем не должно превращаться в жалкую наивность. Некоторые промышленные компании, хотевшие любой ценой торговать с Китаем, скоро пожалеют об уступках, на которые были вынуждены пойти", - подчеркивает обозреватель Ив Кердрель, напоминая о подписанном 5 лет назад рекордном контракте EADS на строительство 150 самолетов Airbus A320. Проблема в том, замечает автор, что франко-германский концерн согласился на производство самолетов в Китае, открыв тем самым путь к масштабной передаче технологий.
"Но сегодня Китай пошел гораздо дальше, - продолжает издание. - Обладая огромными валютными резервами, он предлагает помощь странам еврозоны, испытывающим серьезные проблемы". Несколько месяцев назад Китай купил греческий порт, а на прошлой неделе заключил соглашение с оказавшимися на грани банкротства испанцами, взамен обещавшими не поддерживать требования о переоценке курса юаня. Такая "покупка молчания" Испании может показаться анекдотической. Но как только правительство перестает распоряжаться выражением мнения государства, оно теряет и часть суверенитета, предупреждает журналист. Одновременно во Франции выясняется, что Китай, возможно, заплатил трем сотрудникам Renault за информацию о новом электромобиле компании. "Это подтверждает, что Пекин готов использовать любые средства, лишь бы наверстать отставание от традиционных экономических держав и вернуть себе место ведущей мировой державы, утраченное в середине XIX века", - отмечает Кердрель.
В этой ситуации было бы неудивительно, если бы Европа, инерция которой уже стала притчей во языцех, ничего не делала, пишет автор статьи. Однако, к счастью, есть люди, осознающие опасности, которые таят в себе наши традиционные ценности: так, итальянский комиссар по промышленности предложил создать европейский орган, контролирующий китайские инвестиции в Европе. "Пора отказаться от некоторых теорий, возведенных в ранг догм, вроде слепого поклонения свободной торговле, - убежден Кердрель. - Тем более, если речь идет о стране, которая ни в грош не ставит ни правила, ни методы этой торговли. Пришло время вспомнить слова Лаокоона, пытавшегося убедить троянцев не впускать в город Троянского коня: "Timeo Danaos et dona ferentes" ("Боюсь данайцев, даже дары приносящих"). Если адаптировать их к сегодняшним реалиям, получится: "Боюсь китайцев, даже дары приносящих".