Эксперт по вопросам экономической разведки из Института международных и стратегических отношений Али Лаиди в интервью Le Monde описывает возможные дипломатические последствия дела о промышленном шпионаже в Renault. "На основе имеющихся сегодня сведений мы знаем, что китайский след вполне вероятен, так как правительство потребовало, чтобы служба общей разведки разрабатывала этот след. Кроме того, есть много прецедентов, свидетельствующих о том, что Китай интересуется шпионажем в области технологий автопрома", - отметил Лаиди в беседе с корреспондентом Элен Саллон.
"В общем, достаточно посмотреть, какие нации могут быть заинтересованы в получении автомобильных технологий. Единственные страны, стремящиеся отобрать долю рынка у таких зрелых его участников, как Франция, Германия и США, это Индия и Китай, которым для этого необходимо преодолеть технологическое отставание в сфере традиционных двигателей. Они могут компенсировать это отставание, только заполучив технологии создания электромобиля", - сказал Лаиди.
Эксперт отметил, что государство всегда причастно к экономической проблематике, особенно в Китае, где нет частного сектора информации. "Ни одна из крупных китайских компаний не имеет возможности самостоятельно заниматься шпионажем без одобрения Коммунистической партии Китая", - приводит его слова издание. Кроме того, Запад часто уличает Китай в промышленном шпионаже и кибератаках, напомнил Лаиди.
В мире, сложившемся после падения Берлинской стены, наиболее агрессивную и протекционистскую политику в области экономической разведки проводили США и Япония, однако сегодня наиболее агрессивная политика свойственна Китаю и России, завтра это будут Бразилия и Индия, подчеркнул Лаиди. "Франция слишком боязлива в этом плане, и для нее единственный выход связан с Брюсселем, так как у нее нет подходящих средств реагирования, в отличие от англо-саксонских стран, где этот вопрос всерьез рассматривается на высшем уровне исполнительной власти", - сказал эксперт.
Даже если китайский след подтвердится, Франция вряд ли предпримет какие-то решительные шаги по отношению к "стране, которая способна купить у нее поезда TGV", убежден Лаиди. "Скорее всего, это будет сигнал вроде "мы все знаем, а теперь возьмите себя в руки, потому что есть вещи, которые делать нельзя", - цитирует издание.