Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
12 июля 2005 г.

Томас Кейтан и Аркадий Островский | Financial Times

Крупные игроки должны обращаться к "Газпрому" за доступом к российским нефтегазовым резервам

Даже в четверг, когда в Лондоне рвались взрывные устройства, Алексей Миллер из российской газовой монополии "Газпром" курсировал по Сити, встречаясь с ведущими нефтяниками мира.

Посреди хаоса Миллер, генеральный директор "Газпрома", подписал со своим коллегой из Royal Dutch/Shell Иеруном Ван дер Виром сделку, в результате которой эти компании становятся партнерами в двух российских газовых проектах.

Пока на соглашении сохли чернила, Миллер уже ехал на встречу с лордом Брауном, генеральным директором BP, чтобы, как выразился представитель "Газпрома", "обсудить перспективы двустороннего сотрудничества на энергетических рынках".

То, что Миллер пользуется в Лондоне таким спросом, неудивительно. Компания, которую он возглавляет, держит в руках ключи к российским газовым резервам - самым большим в мире, - в то время как крупнейшие нефтяные игроки активно ищут доступ к новым ресурсам.

Многие нефтяные компании мира стремятся найти замену нефтегазовым резервам, которые они уже исчерпали, но никто не нуждается в этом больше, чем Shell.

Проблемы с поиском дополнительных ресурсов начались у компании еще до того, как в прошлом году она была вынуждена пересмотреть в сторону уменьшения почти на треть свои доказанные нефтегазовые запасы.

Поскольку многие страны Ближнего Востока недосягаемы для инвесторов, Россия оказывается одним из немногих мест, где крупные игроки могут заключить серьезные сделки. Сегодня получение доступа к российскому газу означает переговоры с "Газпромом".

"Рассматривать возможности в российской газовой отрасли нельзя в отрыве от "Газпрома", - писала в своем июньском исследовании Merrill Lynch. - Любой рассматриваемый проект следует оценивать в контексте мнения "Газпрома" и его вероятной реакции".

"Газпрому" принадлежит монополия на газовые проекты, он контролирует сеть трубопроводов и планирует расширить свое влияние. В недавнем интервью Миллер сообщил FT, что его компания хочет стать одной из интегрированных компаний мира, охватывающей нефть, газ и электроэнергию.

В политическом смысле она тоже на подъеме. "Газпром" представляется излюбленным инструментом, с помощью которого Кремль возвращает под свой контроль российскую нефтяную отрасль. Президент России Владимир Путин в выходные заявил, что "Газпром" ведет переговоры о покупке "Сибнефти", пятого по величине российского производителя нефти, - компании, которую сегодня контролирует владелец футбольного клуба "Челси" Роман Абрамович. Однако Путин подчеркнул, что сделка носит частный характер и осуществляется без помощи правительства.

Но и в этом случае аналитики видят в покупке руку Кремля, а нефтяные игроки понимают, что заключить сделку в России они могут только с одобрения президента.

И неудивительно, что западные нефтяные компании так стремятся установить отношения с "Газпромом".

Shell заключила стратегический альянс с "Газпромом" в 1997 году, но не являлась партнером контролируемой государством российской компании в крупных проектах.

Однако в четверг компания объявила, что станет партнером "Газпрома" не в одном, а в двух проектах стоимостью миллиарды долларов.

По предварительной договоренности, "Газпром" получит 25% в проекте "Сахалин-2" по производству газового конденсата у восточного побережья России, в котором Shell принадлежит 55%.

В обмен Shell получит 50-процентную долю в нижних слоях сибирского газового месторождения "Заполярное", принадлежащего "Газпрому". Компания заявила, что благодаря этой сделке она расширяет свою ресурсную базу в России и стремится подписать с "Газпромом" новые сделки.

"Мы очень хотели бы расширяться в России, - говорит Shell. - Мы считаем нынешнюю сделку краеугольным камнем дальнейшей интеграции и сотрудничества с "Газпромом". Мы обсуждаем сотрудничество по целому ряду проектов".

Shell борется с многочисленными конкурентами за доступ к принадлежащему "Газпрому" месторождению "Штокман" в Баренцевом море, одному из крупнейших в мире месторождений, резервы которого достигают 3,2 трлн кубометров газа.

В число заинтересованных сторон входят BP, ExxonMobil, норвежская Statoil и французская Total.

"Газпром" должен принять решение до конца года, но Миллер отвергает возможность того, что подписанная в четверг сделка отдает предпочтение Shell.

"Эта сделка поможет нам выработать критерии для выбора других партнеров. Конечно, я имею в виду "Штокман", - говорит он.

BP ведет переговоры с Миллером на регулярной основе и говорит, что в компании "всегда рады сотрудничеству с "Газпромом".

Но BP избрала в России стратегию, отличную от стратегии Shell и других конкурентов. Вместо поэтапного наращивания числа проектов, крупнейший европейский производитель нефти вырвался вперед. Компании принадлежит 50% ТНК-BP, совместного предприятия с российской "Альфа-Групп" и Renova-Access Industries.

Через совместное предприятие BP обеспечила себе присутствие в России, где добывает более одной пятой своей нефти.

Между тем, ExxonMobil, Chevron и другие американские компании пока имеют ограниченный доступ к российским резервам.

"Отчасти причиной того, что все активно стремятся заключить сделки с "Газпромом", является то, что BP сегодня опередила всех, - говорит Фрэнк Харрис из консалтинговой компании Wood Mackenzie. - Остальные компании, за исключением Shell, остались далеко позади. И поскольку "Газпром" и государственная нефтяная компания "Роснефть" играют все более важную роль, мало что можно предложить крупным игрокам".

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru