Великобритания, вероятно, больше, чем какая-либо другая страна, становится жертвой российской самоуверенности, вновь обретенной ею на мировой арене.
Президент России Владимир Путин открыто выражает презрение, обвиняя Великобританию в том, что она "прячет у себя террористов и преступников" и отвергая просьбу о выдаче Андрея Лугового с формулировкой "глупость".
Кремль считает, что у него есть достойные аргументы против Лондона, потому что тот отказывается выдавать Бориса Березовского, самого непримиримого врага Путина, которому британский суд предоставил политическое убежище. Однако Великобритания и без этого является легкой мишенью для возродившейся России, отчаянно стремящейся утвердиться в статусе сверхдержавы, которая снова в строю.
Бурно развивающаяся экономика, подкрепляемая высокими мировыми ценами на нефть, обеспечила России уверенность, которой ей явно не хватало в десятилетие, которое последовало за падением коммунизма.
Эта уверенность вдохновила Россию добиться того, чтобы ее присутствие на мировой арене стало как можно более ощутимым.
Кремль считает, что три основных оружия - огромные природные ресурсы, обширный ядерный арсенал и постоянное место в СБ ООН - делают Россию единственной страной в мире, достаточно могущественной для того, чтобы бросить вызов гегемонии США.
Москва в течение трех лет поигрывает мускулами и делает это все чаще. Путин использовал энергетические поставки, которые он контролирует, чтобы держать бывшие советские государства в узде, он угрожает использовать свое право вето, чтобы помешать Косово получить независимость, и даже грозит снова направить ядерные ракеты на Европу.
Эта бравада, разумеется, имеет некоторое международное измерение - многие высокопоставленные представители Кремля, включая президента, являются бывшими агентами КГБ и исповедуют глубоко националистическую философию, однако во многом она предназначена для внутреннего потребления.
"Москва говорит внешнему миру: "Вы не сможете без нас обойтись", - считает видный политолог Андрей Рябов. - В России такой посыл требуется для укрепления легитимности системы".
Возможно, чтобы отвлечь россиян от прочих своих ошибок, правительство Путина непрерывно транслирует послание, что Россия снова является сверхдержавой, которую Запад пытается уничтожить для расхищения ее природных ресурсов.
"Ряд стран твердо намерены не позволить России вернуться в мировую политику в качестве великой державы, - говорит Сергей Марков, аналитик, тесно связанный с Кремлем. - В результате они пытаются взять Россию в кольцо враждебных режимов. Однако нам очень хорошо известно, что власть не дают, а берут. Российская политическая элита очень хорошо знает это и готова развязать крупную политическую войну за статус сверхдержавы".
Чтобы укрепить мнение, что Запад пытается ослабить Россию, Кремлю нужны какие-то доказательства.
В то время как Путин усиливает критику в адрес Вашингтона, Россия не чувствует достаточной уверенности, чтобы напрямую бросить вызов США. В то же время Великобритания представляет собой более легкую мишень - и она обладает тем дополнительным достоинством, что воспринимается в Москве как ближайший союзник США.
Таким образом, мишенью кампании по запугиванию стали интересы Великобритании, и Великобританию часто обвиняют в шпионаже против России. Российской аудитории это представляется как доказательство коварства Запада.
За последние несколько недель было начато два расследования по обвинению граждан Великобритании в шпионаже.
В прошлом году Россия обвинила четырех британских дипломатов в том, что они под прикрытием работали на MI-6. Они якобы использовали для сбора информации высокотехнологичное передающее устройство, замаскированное под камень.
Считается, что эти дипломаты не были выдворены из страны, потому что Путин не хотел нанести ущерб репутации России накануне саммита "большой восьмерки", который в том году впервые проходил в России.
Теперь, когда такого препятствия больше не существует, Россия может перестать церемониться. По мере ухудшения дипломатических отношений британские дипломаты испытывают тревогу относительно своего будущего.