Уильям Браудер заочно приговорен к 9 годам лишения свободы за уклонение от уплаты налогов, вина его адвоката также считается доказанной - посмертно. Западные СМИ признают, что Hermitage Capital "проворачивала в России крупные операции", но считают, что "диссидент" Магнитский стал жертвой путинского режима. Британская пресса призывает принять собственный "список Магнитского": "для друзей Путина происходящее в Лондоне гораздо важнее решений Вашингтона".
Российский суд в четверг заочно приговорил Уильяма Браудера, управляющего фондом Hermitage Capital Management, к 9 годам лишения свободы за уклонение от уплаты налогов, а также посмертно вынес обвинительный приговор его адвокату Сергею Магнитскому, "в рамках дела, которое, по словам критиков, символизирует пренебрежение России к правовому процессу", пишет The Wall Street Journal.
Это "тревожный сигнал тем, кто борется с коррупцией в России", отметила в заявлении Майя Кочьянчич, пресс-секретарь Верховного представителя ЕС по вопросам внешней политики. Она добавила, что вердикт "не дает ответа на реальные вопросы о смерти Магнитского", попавшего в тюрьму после выявления им налоговой схемы российских чиновников.
Браудер, гражданин Великобритании, ныне живущий в Лондоне, в своем заявлении осудил вердикт, отметив, что "он войдет в историю как один из самых позорных для России моментов с эпохи Иосифа Сталина", передает издание.
"Самое худшее в сегодняшнем приговоре - это та боль, которую российское правительство готово злонамеренно нанести скорбящей семье человека, погибшего за то, что он противостоял коррупции правительства и злоупотреблениям полиции", - заявил Браудер, подчеркнув, что он продолжит борьбу за справедливость от лица Магнитского.
Браудера и Магнитского обвиняли в уклонении от уплаты 522 млн рублей (16 млн долларов) налогов путем фальсификации деклараций и злоупотребления специальными преференциями, напоминает корреспондент.
"Виновен, несмотря на то, что умер четыре года назад, - таким вердиктом вчера в Москве завершился процесс над Сергеем Магнитским, неудобным адвокатом, заявившим о коррупции российских чиновников", - пишет Анна Зафесова, постоянный автор La Stampa. По мнению российского правосудия, в его смерти в тюрьме в 2009 году никто не виновен. Между тем на Западе полагают, что он стал жертвой режима Путина. Американский Конгресс даже составил "список Магнитского", чтобы наказать российских чиновников, виновных в нарушении прав человека.
Беспрецедентный процесс над умершим был возобновлен после смерти Магнитского, чтобы доказать, что человек, которого на Западе считают героем, в действительности - преступник. Семья адвоката отказалась участвовать в этом кафкианском процессе, но машина правосудия не остановилась, говорится в статье.
Глава СПЧ Михаил Федотов сказал: "Это уникальное судебное решение, которое, я надеюсь, не станет практикой, потому что судить мертвых - это вообще не соответствует представлениям о добре и зле".
В комментарии по итогам процесса в Der Spiegel Беньямин Биддер значительное место отводит адвокату Магнитского - Николаю Герасимову.
"Истории об адвокатуре в России полнятся героями: неустрашимые юристы в этой стране дают отпор государству", - пишет автор, упоминая адвокатов "убитой журналистки" и опального олигарха Ходорковского. "Герасимов тоже адвокат, но не герой. И с покойником из тюремной камеры он с самого начала связываться не хотел. Но судья назначил его государственным защитником. В начале каждого дня слушаний адвокат Герасимов просил судью освободить его от этой обязанности".
Процесс против покойника "принуждает к различным уверткам и сторону обвинения", продолжает Биддер. Нет, семья не подавала официального прошения о продолжении процесса. Но, как говорит прокурор, мать в интервью клянется, что ее сын невиновен, поэтому "мы обязаны его продолжать".
"Мертвец на скамье подсудимых. Защитник, который не хочет защищать. Обвинитель, который (чтобы не ставить под угрозу процесс) ведет себя так, будто им движет лишь забота о реабилитации подсудимого", - поражается колумнист.
Ключ к пониманию этого "балагана" находится в Лондоне, и имя ему Уильям Браудер. Hermitage Capital "проворачивала в российской республике Калмыкия крупные операции с ценными бумагами через крошечные фирмы. Эти фирмы получали льготы за то, что брали на работу инвалидов. В те времена это был любимый прием оптимизации налогов у многих московских бизнесменов. Просто в случае с Браудером прокуратура дала себе труд доказать, что инвалидов нанимали только для вида", говорится в статье.
Тот факт, что суд признал Магнитского виновным, - символ презрения Москвы к Европейской конвенции о правах человека, заявляет The Financial Times, утверждая, что режим Путина становится все более репрессивным и призывая принять меры, аналогичные американскому "Закону Магнитского".
Москва мало что сможет предпринять в отместку Евросоюзу, так как нуждается в доходах от поставок газа и в зарубежных инвестициях, указывает издание. В ответ на санкции США Россия всего лишь запретила американцам усыновлять российских детей - той же реакции следует ожидать в ответ на европейский "Закон Магнитского".
"Последний акт фарса о Магнитском" - так озаглавлена редакционная статья в The Independent. Издание считает исход абсурдным: разоблачитель масштабной коррупции сам признан виновным в коррупции, причем посмертно.
Уильям Браудер назвал вердикт "одним из самых позорных для России моментов со времен Сталина". Газета замечает, что, по ее сведениям, даже в СССР не судили умерших.
Миру в очередной раз продемонстрировали, что в России нет независимой судебной системы, и напомнили, как далеко способен зайти Путин, говорится в статье.
Каковы будут последствия вердикта? "Иностранцы станут еще более настороженно относиться к совместному бизнесу с клептократией, которую представляет собой современное российское государство", - предрекает издание. Зарубежные инвестиции сократятся, бегство капитала может ускориться. Но, по мнению газеты, для Путина это мелочи, главное - что Россия показала себя "сильной".
"Россия не должна остаться безнаказанной", - продолжает тему суда над Магнитским обозреватель The Independent Питер Попхэм.
10 июля этот странный процесс над умершим завершился: Магнитского признали виновным в уклонении от уплаты налогов. "Приговор, однако, вынесен не был, что странно, учитывая тяжесть преступления", - пишет автор. История знает подобные примеры. После реставрации британской монархии Карл II приказал эксгумировать останки Оливера Кромвеля, но даже он не дошел до того, чтобы усадить мертвеца на скамью подсудимых, говорится в статье.
В правление Путина российское "правосудие" становится все более и более причудливым, будь то предполагаемое участие путинского режима в отравлении Александра Литвиненко, нескончаемое преследование лишенного имущества Михаила Ходорковского или суд над удивительно отважным активистом Алексеем Навальным, продолжает Попхэм.
Но даже на фоне этих дел история с Магнитским выделяется неприкрытой жестокостью расправы над человеком, который, выполняя свои профессиональные обязанности, раскрыл неприглядную правду. Юрист Браудера обнаружил, что российские должностные лица украли 230 млн долларов из налоговых отчислений компании, говорится в статье.
При содействии Браудера Конгресс США принял "Закон Магнитского", запрещающий российским чиновникам, причастным к гибели юриста, въезд на территорию США. Однако фигуранты этого списка - всего лишь пешки, считает британский журналист, призывая правительство ударить в самое больное место супербогатых путинских друзей: заморозить их активы и запретить въезд в Великобританию, потому что происходящее в Лондоне для них гораздо важнее решений Вашингтона.
"Путин становится все больше похож на одного из своих страшных предшественников, Сталина или Ивана Грозного, - резюмирует Попхэм. - Британский ответ на произвол с Магнитским должен быть бескомпромиссным".
Также по теме:
Для российских чиновников, включенных в "список Магнитского", мало что изменилось (Financial Times)
Дело Магнитского станет ударом по самому больному месту России (Financial Times)