Хотя со стратегической и с технической точки зрения предложение Путина об использовании радара в Азербайджане является неудачным, публичное косвенное признание Путиным иранской угрозы - это поворот на 180 градусов.
Добро пожаловать в бой, Владимир Путин. Так можно великодушно отреагировать на неожиданное, хотя и немного сбивчивое предложение по ПРО, сделанное на саммите "большой восьмерки" на прошлой неделе в Германии. Путин хочет присоединиться к возглавляемой США системе ПРО для Европы, заменив запланированный радар в Чешской Республике российским радаром в Азербайджане.
В данном случае недостаточно внимания обращают на то, что, предлагая свою помощь, Москва признает то, что большая часть европейского континента поняла уже давно: ядерная программа Ирана и рост его ракетных возможностей являются потенциальной угрозой. Россияне давно говорили об этом в частном порядке, понимая, что война в Чечне может принять опасный оборот, если иранский президент Махмуд Ахмадинежад выполнит свое обещание поделиться "исламской" бомбой и ракетами с другими мусульманами.
Однако публичная позиция Путина в последнее время сводилась к тому, что польские и чешские элементы системы ПРО в Европе нацелены против России, а не против Ирана, хотя русские прекрасно знают, что цель этой системы - защита от одной-двух ракет, запущенных с Ближнего Востока, а не от тысяч ракет, которые имеются в российском арсенале. Косвенное признание Путиным иранской угрозы - это поворот на 180 градусов.
Первой реакцией администрации Буша на предложение Путина стали слова о том, что она изучит вопрос, чтобы оценить его техническую реализуемость. Справедливо; никто не хотел взрывать саммит. Однако если подходить к этому как к стратегическому вопросу, должная реакция уже очевидна: система обороны должна быть в Европе, а не в Центральной Азии.
Дискуссии США с Чешской Республикой и Польшей, где планируется разместить 10 ракет-перехватчиков, - это вопрос двусторонних переговоров между Вашингтоном и двумя суверенными государствами. Холодная война окончена, и Москва здесь не главный игрок; это вопрос, который должны решать Прага и Варшава. Страны, ранее находившиеся в орбите Москвы, и так достаточно сильно беспокоятся из-за России. Если позволить Москве иметь слово в вопросах их самозащиты, это подорвет восточноевропейское доверие к американским обещаниям.
С технической точки зрения, российское предложение также кажется неудачным по той простой причине, что Азербайджан - или Турция, где Путин предлагает разместить перехватчики, которые запланировано разместить в Польше - географически слишком близки к Ирану, чтобы система сработала эффективно. Ракета большой дальности, запущенная из Ирана, может уйти достаточно далеко, прежде чем система сможет запеленговать ее радаром, запустить перехватчик и поразить цель.
Потратив на изучение вариантов несколько лет, США остановили выбор на Польше и Чешской Республике неслучайно. Частное разведывательное агентство Stratfor объясняет это решение, проводя аналогию с бейсболом: "Польский и чешский объекты будут служить игроком в дальней части поля, который пытается "поймать" ракету, поняв, куда она летит. Русские хотят, чтобы этот игрок находился в Азербайджане, то есть прямо рядом с игроком с битой". Перехватчики морского базирования - еще одно предложение Путина - предназначены для поражения ракет ближней и средней дальности.
Предлагаемая система ПРО для Европы - это часть видения администрации Буша в отношении ПРО глобального охвата. Администрация приглашала Россию принять участие в создании этой системы с тех самых пор, как было объявлено о выходе США из Договора по ПРО в декабре 2001 года. Американские чиновники провели многочисленные переговоры со своими российскими коллегами о том, какую форму может принять это сотрудничество. Россия обладает потенциально полезным опытом в нескольких сферах, включая ракетные двигатели и движительные системы.
Агентство противоракетной обороны США в течение лета будет оценивать российское предложение, и не исключено, что найдется хороший способ интегрировать азербайджанский радар в американскую глобальную систему. Однако он не может быть субститутом необходимых объектов в Польше и Чешской Республике.