"Откат к авторитарному укладу" в некоторых бывших советских республиках сопровождается "возвращением "какнасчетизма", пишет обозреватель Financial Times Нил Бакли, - "тактики парирования зарубежной критики по поводу, скажем, нарушений прав человека, путем указания, нередко лицемерного, на что-нибудь якобы схожее в стране самого критикующего". Поводом к статье послужило опубликованное на прошлой неделе письмо пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова.
"Однако "какнасчетизм" может быть эффективен лишь в том случае, если он корректен", - приступает Бакли к опровержению доводов Пескова. Как пояснили изданию в британском министерстве внутренних дел, упомянутый пресс-секретарем штраф в 5 тыс. фунтов применим лишь к нарушениям, совершенным "на определенном участке площади Парламента [в Лондоне], напротив здания парламента". На всей остальной территории Великобритании, включая часть площади Парламента, "мирные акции протеста, без палаток и громкоговорителей", разрешены, и это специально прописано в том самом законе, на который ссылается Песков. "Не хочу ввязываться в "какнасчетизм", но это как если бы в России официально признали право [граждан проводить] мирные демонстрации на Красной площади", - отмечает Бакли.
Что касается случая с арестом двух молодых людей, то их арестовали за "подстрекательство к мятежу" во время прошлогодней вспышки "беспорядков и мародерства в Соединенном Королевстве", указывает автор. "Это не совсем то же самое, что организация мирных митингов в защиту демократии. С российским законом проблема в том, что власти регулярно не давали разрешение на оппозиционные протесты или [их проведение] в некоторых местах либо ограничивали численность под самыми неубедительными предлогами. (Справедливости ради, раздосадованные оппозиционные объединения не побрезговали принять эти правила игры, в частности отказывались от альтернативных мест и пытались сделать себе рекламу, сыграв на отказе)".
"Репутация британской полиции по части работы на демонстрациях далека от совершенства, - признает журналист. - Но в [британском] МВД говорят, что полиция в принципе редко отказывает в разрешении на митинг, поэтому вопрос о том, как быть с людьми, устраивающими "несанкционированные" акции, встает редко. Иногда полиция, опасаясь провокаций, не разрешает проводить марш, но зато разрешает "стационарный протест"... Если бы люди без разрешения собрались на политическую демонстрацию (а не для массового грабежа), то со стороны чиновников, по их словам, было бы жестокостью и обструкционизмом применять штрафы или проводить аресты".
"Люди, приближенные к Кремлю, говорят, что Financial Times и тем, кто критикует российский закон, следует посмотреть, как он будет применяться и выполняться, прежде чем делать скоропалительные выводы. По крайней мере, разрешение на вторничный митинг власти дали. А в остальном - мир смотрит и ждет", - заключает Бакли.