Москва столкнулась с дипломатическим кризисом из-за убийства чеченца, жившего в изгнании
Двое россиян, находящихся под арестом в Катаре в связи со взрывом, убившим чеченского боевика, признались в том, что являются сотрудниками спецслужб, сообщают дипломатические источники.
В ходе следствия они также сообщили катарцам, что взрывное устройство, убившее в феврале Зелимхана Яндарбиева, было нелегально переправлено в Катар после того, как его прислали из Москвы в Саудовскую Аравию в мешке с дипломатической почтой.
Катар обещает предать их суду, но подвергается со стороны России сильнейшему давлению с требованием освободить их.
Суд поставит Москву в затруднительное положение, если выяснится, что ее агенты получили задание убить Яндарбиева, но еще более неприятными являются показания о доставке взрывного устройства по дипломатическим каналам. В результате призывы России к совместным действиям мирового сообщества в борьбе с чеченским терроризмом будут сильно скомпрометированы.
Кремль отчаянно стремится не допустить суда, и полагают, что он пригрозил послать спецназ для проведения операции по освобождению арестованных и возвращению их в Россию.
Давление на Катар усилилось из-за ареста двух граждан этой страны, которых ФСБ держит в России.
Арестованы Насер Ибрагим Саад аль-Мадхихики, чиновник, сопровождавший команду Катара по греко-римской борьбе, и Ибрагим Ахмад Насер Ахмад. Третий, Ибад Ахмедов, белорус, имеющий катарское гражданство, также был задержан в международном аэропорту "Шереметьево-2", но затем отпущен.
Российская сторона явно надеется обменять арестованных на агентов спецслужб, находящихся в Катаре.
Катарцы выглядят озадаченными этой историей и отказались от дальнейших комментариев. Но, по словам западных дипломатов, власти полны решимости довести дело до суда.
Катарскую сторону возмутило убийство Яндарбиева, которого Россия обвиняет в организации захвата заложников в московском театре в октябре 2002 года, когда погибло около 120 заложников.
Большинство из них погибло после начала штурма российским спецназом здания, где находилось около 800 заложников.
Яндарбиев короткое время был президентом Чечни в 1996 году, после гибели в результате взрыва Джохара Дудаева. Его также считают ключевой фигурой, стоявшей за вторжением чеченских повстанцев в Дагестан в 1999 году.
Вчера представитель российского МИДа отверг утверждения о росте напряженности между Россией и Катаром. "Я не слышал ни о каких угрозах", - заявил он The Times.
Пресс-секретарь ФСБ вчера отказался от комментариев. Но в начале марта российский министр обороны Сергей Иванов дал понять, что Россия сделает все возможное для освобождения своих граждан.
Он заявил журналистам в Париже: "Государство использует все имеющиеся в его распоряжении средства для освобождения российских граждан, незаконно арестованных в Катаре".
Он не углублялся в подробности, но в октябре прошлого года он же заявил, что Москва будет наносить превентивные военные удары в случае "непосредственной угрозы" для российских граждан. Новый министр иностранных дел Сергей Лавров заявил в среду, что позиция Москвы остается неизменной.
"Мы ждем от Катара адекватного ответа. Пока не получено никаких доказательств вины двух российских граждан", - подчеркнул он.
Некоторые российские СМИ высказывают предположение, что Яндарбиева убили с молчаливого согласия ЦРУ. Другие обвиняют ЦРУ в том, что оно сообщило разведке Катара о причастности России к убийству.
Дмитрий Рогозин, один из лидеров националистического блока "Родина" и заместитель спикера российского парламента, открыто призывает к применению военной силы, чтобы заставить Катар освободить российских агентов.