Вслед за управляемыми парламентскими выборами, в результате которых законодательный орган, Государственная дума, оказался у него полностью ручным, президент Владимир Путин в воскресенье будет переизбран в ходе очередной пародии на выборы. Кремль навербовал послушных кандидатов, подверг преследованиям независимых, фактически захватил монополию на телеканалы и сформировал общественное мнение, напоминающие о старых временах.
Но такая концентрация власти, используемой по произволу, сказывается не только на управлении Россией, но и на ее поведении на международной арене. Путин и его команда открыто заявляют о том, что господство на "бывшем советском пространстве" является приоритетом их внешней политики. Руководство не испытывает давления со стороны общества, опросы показывают, что это не входит в число главных пожеланий российских избирателей. Но те же опросы свидетельствуют о том, что идея восстановления империи крепко засела в головах многих избирателей, таковы результаты кремлевского манипулирования общественным мнением.
На этом фоне тем более странным выглядит то, что НАТО, великий альянс демократий, рассматривает возможность пригласить реставратора российской автократии на предстоящий саммит. Дебаты продолжаются, решение может быть принято в ближайшие недели.
Некоторые западные лидеры по своим политическим мотивам хотели бы устроить рекламное шоу с Путиным на июньском саммите альянса в Стамбуле. Извлекая выгоду из ситуации, Путин сформулировал смелую повестку дня предстоящего мероприятия.
То, что у Кремля есть повестка дня к саммиту НАТО, само по себе беспрецедентное явление. Путинские дипломаты прозрачно намекают, что российский президент милостиво примет приглашение при двух условиях.
Во-первых, саммит должен призвать к быстрой ратификации Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ОВСЕ) и присоединении к нему трех государств Балтии, чтобы ограничить развертывание оборонительных средств альянса в этом регионе. При этом Путин хочет, чтобы альянс и дальше терпел нарушения ОВСЕ Россией на Кавказе.
Второе условие Путина состоит в том, что НАТО, и Запад в целом, должны мириться с частичным выполнением и даже полным невыполнением обязательств России по выводу войск из Грузии и Молдавии. Эти обязательства были подписаны в 1999 году на саммите ОБСЕ в Стамбуле в пакете с принятием договора ОВСЕ.
НАТО постоянно говорит о том, что ратификация договора и присоединение к нему стран Балтии увязывается с выполнением Россией стамбульских обязательств. Но в настоящее время Москва отказывается признавать, что у нее имеются обязательства по закрытию военных баз и выводу войск. Она настаивает на том, что это предмет переговоров, и требует для себя серьезных оговорок, связанных с проверками выполнения договора.
Сегодня российские дипломаты откровенно высказываются по поводу желаний Кремля в связи с саммитом НАТО. В списке пять важных пунктов.
Во-первых, Россия добивается продления на семь лет пребывания российских в Грузии - в Батуми и Ахалкалаки (у России есть менее крупные военные объекты и в других местах Грузии, в том числе два в самом Тбилиси). Москва хочет подписать двусторонний договор о длительном существовании этих баз, который должен создать видимость согласия страны, где они находятся.
В действительности, семь или даже пять лет - это смехотворно длительный период для вывода примерно 4 тыс. российских военнослужащих в соседнюю Россию.
Со своей стороны, Грузия и ее партнеры по НАТО должны: a) твердо стоять на том, что трех лет для вывода войск достаточно; b) настаивать на том, чтобы любой договор включал в себя положения об обязательном выводе войск (а не только о времени функционирования военных, как того хочет Москва); c) подписать договор о контроле за соблюдением и наказании за несоблюдение ОВСЕ; d) требовать гарантий немедленной ратификации ОВСЕ путинской карманной Думой либо отказаться от требования ратификации договора парламентом, поскольку Кремль может затягивать ее сколько пожелает.
Во-вторых, Москва стремится навсегда сохранить крупную военную базу в Гудауте, в Абхазии. По стамбульским обязательствам, эту базу следовало закрыть еще в 2001 году. Однако ее используют российские "миротворцы", обеспечивающие отпадение Абхазии от Грузии. Россия хочет, чтобы НАТО ограничился одной инспекцией во главе с представителями Германии, которая подтвердит, что из Гудауты, в соответствии с договором ОВСЕ, выведены тяжелые вооружения. Однако задача партнеров Грузии по НАТО состоит в том, чтобы обеспечить выполнение стамбульских обязательств, то есть добиться либо закрытия базы, либо передачи ее Грузии.
В-третьих, Россия хочет, чтобы страны Североатлантического договора закрыли глаза на те "белые пятна", где в нарушение договора ОВСЕ развернуты поставленные Россией тяжелые вооружения. Эти вооружения развернуты, например, в Карабахе, их особенно много в районах, подвергшихся этническим чисткам.
Подобные арсеналы имеются в отколовшихся от Грузии Абхазии и Южной Осетии и в Приднестровском регионе Молдавии. ОБСЕ признает существование проблемы, но утверждает, что не может провести инспекции в этих районах, не говоря уж о том, чтобы добиться выполнения договора ОВСЕ. Однако НАТО не может вести себя в таких вопросах так же, как ОБСЕ.
В-четвертых, Москва добивается того, чтобы мировое сообщество до саммита НАТО согласилось на ее военное присутствие в Приднестровье. В соответствии со стамбульскими обязательствами 1999 года, войска следовало вывести к декабрю 2002 года, но этого не сделали.
Москва представляет НАТО данные о количестве своих военнослужащих в Приднестровском регионе (2 тыс. или меньше), которые явно занижены. Она хочет, чтобы хотя бы часть этих войск осталась там на неопределенный срок в качестве "миротворцев". Более того, она требует, чтобы НАТО и ОБСЕ смирились с существованием на границе расширенного НАТО Приднестровской армии численностью 8 тыс. человек, по сути являющейся российскими войсками. Союзники не должны играть в подобные шарады.
В-пятых, Россия хочет, чтобы саммит НАТО ослабил, а в некоторых отношениях даже разорвал связь между выполнением стамбульских обязательств и ратификацией договора ОВСЕ.
Путин стремится выиграть и на балтийском, и на южном фронтах, ведя шулерскую игру. Ничто в его повестке дня не стоит уступок во имя сомнительной чести увидеть Путина на саммите НАТО.