Исмаил Хания, палестинский премьер-министр, уполномоченный сформировать правительство национального единства, о котором должно быть объявлено в конце следующей недели, 9 марта призвал ЕС снять эмбарго. Он подчеркнул, что соглашение, подписанное 8 февраля в Мекке между двумя соперничающими движениями, движением исламского сопротивления ("Хамасом") и "Фатхом", "отражает волю палестинского народа и является предметом национального согласия". Поэтому он попросил членов ЕС "признать" данное соглашение.
В четверг вечером после ужина французский президент Жак Ширак также призвал Совет Европы "поприветствовать соглашения в Мекке, которые Франция считает первым шагом на пути выполнения условий "квартета" (ООН, ЕС, США, Россия)", а именно: отказа от применения силы, признания государства Израиль и выполнения ранее подписанных соглашений.
После 11-месячной блокады палестинского правительства, контролируемого "Хамасом" в результате победы исламистской организации на выборах 25 января 2006 года, Париж хочет смягчить санкции и призывает ЕС последовать его примеру. Официальный представитель МИД Франции Жан-Батист Маттеи в пятницу заявил: "Мы хотели бы, чтобы с самого начала Европейский союз мог учесть все новые элементы как в контактах с палестинским правительством, так и в отношении оказания помощи палестинцам".
Однако он не раскрыл деталей ни относительно проведения таких контактов, ни относительно возобновления оказания помощи коалиционному правительству.
Что касается восстановления правительственных отношений, они возможны только с министрами, не являющимися членами "Хамаса", внесенного ЕС в список террористических организаций. Это относится и к Саламу Файяду, которому предстоит вновь получить портфель министра финансов. Этот ценимый американцами экономист, принадлежащий к партии "Третий путь", был бы идеальным партнером для развития механизма предоставления прямой помощи палестинцам.
Безусловно, финансовая манна, выделяемая Брюсселем, не уменьшилась в 2006 году. Напротив, она вместо 550 млн евро составила около 700 млн евро, утверждает Бенита Ферреро-Вальднер, комиссар по международным отношениям. Разница в том, что помощь поступала непосредственно в учреждения для удовлетворения гуманитарных нужд и предотвращения экономического паралича населения посредством "Временного международного механизма" ("Temporary International Mechanism" - TIM). "Мы никогда не бросали палестинцев в беде, и программа TIM благополучно функционирует", - заявила Ферреро-Вальднер.
Однако некоторые гуманитарные организации негативно отзывались о финансовой стороне такого окольного пути помощи палестинскому народу в обход правительства. Неправительственная организация Oxfam-Belgique подсчитала, что "с августа по декабрь 2006 года ЕС потратил 3246472 евро на банковские издержки, чтобы перевести пособия 140000 палестинцев", все эти деньги стали прибылью банка HSBC.
В докладе, опубликованном в начале прошлой недели, Всемирный банк уделил особое внимание еще одному последствию бойкота, объявленного "Хамасу", а именно отсутствию прозрачности использования фондов, передаваемых непосредственно ПА. Вот что говорит об этом международное должностное лицо: "Все процедуры контроля, аудита и реформ, установленные предшествующими институтами, не действуют. Эмбарго свело на нет попытки оздоровить обстановку".
Так, Палестинская автономия получила от арабских стран помощь в размере 265 млн долларов (около 203 млн евро), но неизвестно, как были использованы эти средства. Израильское правительство также заявило, что согласилось возместить 100 из нелегально изъятых 600 млн долларов (в виде налогов и таможенных пошлин) в рамках репрессивных мер против правительства Хании, однако оно не знает, были ли выполнены обязательства палестинского президента Махмуда Аббаса направить эти средства на специально оговоренные цели. Поэтому сегодня намечается тенденция восстановить контроль над выделением финансовой помощи, тем более что санкции не принесли положительного результата.
Общий объем помощи сократился с 1 млрд долларов до 700 млн, ВВП снизился, а уровень безработицы в Газе за год (с 2005 по 2006) вырос с 29% до 36%, информирует Всемирный банк. Эта организация разработала несколько рекомендаций, связанных со снижением количества чиновников и сотрудников служб безопасности. Но какой в этом смысл, если исполнительная власть не может распоряжаться собственным бюджетом и распределением средств финансирования и доходов?