Берлускони слишком много острит, Шредер - молчун, а Ширак напускает страху на своих коллег. Что происходит, когда заканчиваются похлопывания по плечу, закрываются двери и премьеры европейских стран предлагают решения по важным мировым вопросам? Они торгуются "не на жизнь, а на смерть", ведут себя как на базаре, используют всевозможные трюки и методы. И почти всегда атмосферу накаляют крупные державы, хотя хороший премьер может увеличить вес своей страны, большой или маленькой.
Шведский Институт исследований европейской политики, авторитетный мозговой центр Стокгольма, подготовил исследование, основанное на свидетельствах около 30 бывших или нынешних лидеров ЕС, министров иностранных дел и послов, о том, как проходят европейские встречи в верхах.
Чтобы победить на переговорах, в первую очередь необходимо быть уверенным в себе и возможностях страны. Таким образом, самыми сильными на заседаниях Европейского совета являются Франция, Германия и Великобритания. Рассказывает премьер-министр Люксембурга Юнкер: когда берет слово лидер маленькой страны, он говорит: "Я думаю, что" - но совсем иное впечатление достигается, когда в речи используется оборот "La France pense que" или "Deutschland denkt, dass". А что же Италия? Хроническая неспособность трансформировать собственную "государственную власть" в политическое влияние на европейском уровне не ускользает от всеобщего внимания. Вот что говорит по этому поводу один из европейских министров иностранных дел: "Италия не уступает Франции, Германии и Великобритании в том, что касается экономики, демографии и географии, но страдает от нестабильности своей политической системы".
Этот недостаток, по мнению практически всех проинтервьюированных, в последние годы лишь усугубился вследствие "непредсказуемости" бывшего премьера Сильвио Берлускони. Это так, поскольку имеют значение качества отдельных лидеров, именно эти качества способны увеличивать или сокращать дистанцию. В этой области, по признанию коллег, чемпионами являются французский президент Ширак и люксембуржец Юнкер. Шредера и Блэра воспринимают как лидеров, которые ничего не привнесли и не устранили. Первый, слишком молчаливый на заседаниях в Брюсселе, пользовался автоматическим уважением, которое вызывает Германия. Второй загорается лишь тогда, когда речь заходит об отношениях с США, и добивается серьезных побед лишь благодаря своим политтехнологам. Между тем о Шираке говорят как о настоящем чемпионе - хитром и стойком политике, иногда высокомерном, но способном навести страху на всех. О Берлускони вспоминают как о "странном" лидере, который не слишком интересовался европейскими темами и выставил себя "штатным комиком".
Чтобы одержать победу на европейских переговорах, необходимо также отлично разбираться в вопросе и знать, когда и как накладывать вето.
Говорит один действующий премьер-министр: "Люксембург может использовать вето один раз в 10 лет, Великобритания - раз в неделю". И потом, "нет" крупной державы весит больше, чему "нет" маленькой страны, негативный ответ является оружием, которым нельзя злоупотреблять, как пояснил коварный Юнкер: "Если постоянно угрожать вето, можно лишиться авторитета и выглядеть слабым, но если ты принимаешь компромисс, из-за которого на родине тебя ждут трудности, то создаешь своего рода золотой запас", которым сможешь пользоваться в будущем.