Сенсационные сообщения о пытках, которым американские военные подвергали пленных иракцев при допросах, вызвали мощную "ударную волну", и остановится она еще не скоро. Юристы квалифицируют эти издевательства над пленными практически единогласно.
"Речь идет о военных преступлениях. Оккупационные войска нарушили третью и четвертую Женевские конвенции", - заявляет, в частности, спецдокладчик ООН по вопросам пыток Тео ван Бовен. Марко Сассоли, специалист по международному гуманитарному праву из Женевского университета, утверждает, что квалификация этих деяний как военного преступления "напрашивается сама собой. Впрочем, и сами американцы этого, похоже, не отрицают. Вопрос в том, кто, помимо непосредственных исполнителей, несет за это юридическую ответственность?"
Вопрос этот имеет ярко выраженную политическую окраску. Тезис Вашингтона, который в понедельник напомнил президент Буш, прост: речь идет о нескольких "заблудших овцах", совершивших эти отвратительные поступки, американское же командование не несет за них ответственности.
Однако доклад Международного Комитета Красного Креста (МККК), обнародованный газетой Wall Street Journal, опровергает этот тезис: "Методы психологического и физического насилия, использованные при допросах, судя по всему, являются частью стандартных действий по получению информации от пленных. Высшие офицеры подтвердили МККК, что эти меры являлись частью обычной практики, при которой пленный на протяжении долгого времени находился обнаженным, в полной темноте и изоляции, подвергаясь бесчеловечному и жестокому обращению", - говорится в докладе МККК.
Поэтому, если следовать принципам международного гуманитарного права, трудно ограничиться наказанием одних лишь непосредственных исполнителей. "Судя по всему, эти пытки являются не отдельными случаями, а общей системой, - отмечает Тео ван Бовен. - Командиры и политическая власть несут ответственность за то, что они не прекратили эти незаконные действия, хотя знали о них. Впрочем, американский министр обороны Дональд Рамсфельд признал, что в конечном счете он сам несет за это ответственность, хотя он и отказывается делать из этого выводы. Я нахожу странным, что военные трибуналы судят только исполнителей".
Луи Жуане, бывший эксперт ООН по правам человека, подчеркивает: "Рамсфельд будет нести персональную ответственность, если выяснится, что он знал об этих издевательствах, что они имели широкое распространение, что он не принял мер, чтобы положить им конец, и, более того, скрыл информацию от президента Буша".
Администрация Буша всегда резко враждебно относилась к Международному уголовному трибуналу (США не ратифицировали конвенцию о МУТ), действующему с 2002 года. Эта враждебность выглядит особенно рельефно в свете бесчинств, совершенных в тюрьме Абу Грейб и в других местах Ирака, а также в Афганистане. Ибо МУТ мог бы преследовать по закону виновников этих военных преступлений, даже если бы США их не наказали. Это было бы тяжелым ударом по репутации государства, выставляющего себя образцом демократии!
А вот правительство Блэра не защищено от преследования со стороны МУТ, тем более что Amnesty International только что выдвинула новые обвинения в адрес британских солдат. Британское правительство подписало и ратифицировало статуты МУТ, так как Великобритания стремится проводить "этичную" внешнюю политику. Лондон обязан наказать солдат, совершивших преступные деяния, если не хочет в один прекрасный день отвечать перед Гаагским трибуналом.