Раскол между Россией и ЕС по поводу роли Евросоюза на территории ближайшего зарубежья России, вероятно, будет доминировать среди тем предстоящего саммита.
Пререкания по поводу формулировок в документе, утверждающем создание совместной европейско-российской "дорожной карты" по внешней безопасности, указывают на огромные противоречия между сторонами по вопросам прав человека и конфликтов в бывших советских государствах, таких как Грузия и Азербайджан.
Саммит должен был состояться на этой неделе, однако Москва в последнюю минуту попросила о его переносе, указав, что хочет дождаться вступления в полномочия новой исполнительной комиссии ЕС. Встреча была перенесена на 25 ноября.
Россия отрицает предположения о наличии фундаментальных проблем в отношениях с европейским блоком, своим главным торговым партнером.
Однако обмен черновиками и поправками к документу, который должен быть принят на саммите, заставляет предположить обратное.
В одном из абзацев, отправленных ЕС в Москву, говорилось:
"ЕС и Россия разделяют ответственность за международный порядок на основе эффективного многостороннего подхода, а также соблюдения и развития международного закона и уважения к демократическим принципам и правам человека".
Россия внесла свои поправки и отправила в ЕС свой вариант, вычистив все упоминания о демократии и правах человека: "ЕС и Россия разделяют единые ценности и ответственность за международный порядок, основанный на эффективном многостороннем подходе и международном законе".
Россия и ЕС пытаются выстроить новые отношения в четырех "единых пространствах" - в экономике; правосудии и сфере прав человека; образовании, науке и культуре и в сфере внешней безопасности.
Формулировки договора по внешней безопасности порождают самое большое количество проблем, так как речь идет о конфликтах в бывших советских государствах, таких как Молдавия, Азербайджан и Грузия, с которыми ЕС хочет укрепить связи, однако Москва считает их своим подворьем.
ЕС призывает к "конкретному и ориентированному на результат сотрудничеству с целью разрешения существующих конфликтов в Молдавии и на Южном Кавказе". Однако Москва исключила эту формулировку и изменила ее на "совместную работу по урегулированию кризисных ситуаций с целью достижения конкретных результатов".
По словам дипломатов, принятие формулировок ЕС означало бы, что Россия признает, что блок имеет право на вмешательство в "замороженный" конфликт в Молдавии, где в 1990 году промосковские мятежники создали минигосударство в Приднестровье.
Также это позволило бы ЕС сыграть роль в урегулировании конфликта между Азербайджаном и Арменией вокруг Нагорного Карабаха, района, населенного этническими армянами, но находящегося на территории Азербайджана. Этот анклав откололся от Баку после краха СССР.
Азербайджанский президент Ильхам Алиев призвал ЕС в мае более активно требовать вывода армянских сил.
Россия встревожена поведением грузинского президента Михаила Саакашвили, который пришел на смену свергнутому лидеру-ветерану Эдуарду Шеварднадзе после мирной революции в прошлом году и намерен развивать более тесные связи с Западом и попытаться закрыть российские военные базы.
Москва поддерживает два мятежных анклава в Грузии, Абхазию и Южную Осетию, которые стали фактически независимыми от Тбилиси в ходе гражданской войны, вспыхнувшей после краха СССР. Россия не хочет, чтобы ЕС помог Саакашвили вернуть их назад.
В том месте документа, где ЕС настаивает на приоритете "поддержки безопасности, стабильности, демократии и соблюдения прав человека в общих соседних регионах", российская версия звучит так: "поддержка безопасности и стабильности в мире".