Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
12 ноября 2004 г.

Тимур Хусейнов | The Wall Street Journal

ЮКОС уходит из бизнеса, Conoco приходит?

Сегодня любой, кто следит за развитием событий вокруг ЮКОСа, понимает, что бывшего председателя правления компании Михаила Ходорковского и его партнера Платона Лебедева безусловно признают виновными и им придется провести минимум несколько в тюрьме после того, как расследование в отношении ЮКОСа будет завершено.

То, что началось с обвинений в мошенничестве и неуплате налогов, в итоге вылилось в битву за власть и влияние между группой олигархов, которые контролируют ключевые отрасли российской экономики, и силовыми министрами, действиями которых руководят люди из ближайшего окружения Путина, так называемые силовики, желающие восстановить свое былое могущество.

ЮКОС, который раньше являлся крупнейшей российской нефтяной компанией и акции которого имели самую высокую стоимость за границей из российских акций благодаря его высоким финансовым показателям, сегодня подвергается сильному давлению со стороны властей. От концерна требуют выплатить 14 млрд долларов налогов, не уплаченных с 2000 года.

ЮКОС продолжает вести добычу нефти, но большинство его банковских счетов были арестованы в начале июля, остальные - в начале сентября. Его крупнейшее дочернее предприятие "Юганскнефтегаз" вскоре будет выставлено на аукцион для продажи. По словам пресс-секретаря ЮКОСа, это поставит под угрозу способность ЮКОСа вести свою деятельность и выплачивать заработную плату персоналу.

В конце сентября появилась информация о том, что один из крупнейших клиентов ЮКОСа, Китайская национальная нефтяная компания, отказалась оплатить экспорт нефти по причине того, что усомнилась в способности ЮКОСа выполнять свои обязательства по экспорту нефти в Китай. Это поставило ЮКОС в крайне затруднительное положение, возникла угроза банкротства компании.

Возможно, главной причиной ареста счетов ЮКОСа стало стремление не позволить никому из группы "Менатеп" (ее возглавляет Ходорковский и его партнеры, и она владеет 44% акций ЮКОСа) перевести деньги компании на свои счета до того, как она будет объявлена банкротом. Если компания выплатит свою задолженность по налогам, ее акции возрастут в цене, и от этого прежде всего выиграет Ходорковский. Поэтому будет логичным предположить, что давление на ЮКОС будет продолжаться до тех пор, пока ее владельцы не откажутся от своих акций и не выполнят все требования властей.

То, что случится дальше, крайне важно для российских и иностранных инвесторов и финансовых учреждений, таких как Citigroup и французское Societe Generale, которые незадолго до начала атаки на ЮКОС организовали синдикат и предоставили компании кредит в 2,6 млрд долларов.

Банкротство ЮКОСа вызовет негативные последствия для российской экономики. Российским компаниям будет намного труднее привлекать средства зарубежных инвесторов. Банкротство ЮКОСа окажет негативный эффект не только на инвесторов, таких как Citigroup, но и на потребителей нефти в ряде стран мира, которые рассчитывали на увеличение добычи нефти в России. Путин многократно утверждал, что правительство не заинтересовано в том, чтобы ЮКОС стал банкротом.

Урок, который должны извлечь из ситуации с ЮКОСом нефтяные компании, понятен: не вмешивайся в политику и поддерживай Кремль, при этом изволь вовремя платить налоги.

29 сентября американская компания ConocoPhillips показала, что она лучше всех усвоила этот урок. Как и ожидалось, эта компания решила приобрести 7,59% акций дружественного Кремлю "Лукойла" за 1,988 млрд долларов. Это стало самой большой демонстрацией поддержки России со стороны западных компаний после ареста главы ЮКОСа, чем Путин не преминул воспользоваться с целью успокоить иностранных инвесторов.

Сделка дает "Лукойлу" шанс поучаствовать в добыче нефти в Ираке, а также поставлять нефть на нефтеперерабатывающие заводы Conoco на Восточном побережье США.

Россия является лакомым куском для крупнейших нефтедобывающих компаний мира. Ни дело ЮКОСа, ни угроза терроризма не убавили аппетитов этих компаний в отношении "черного золота". Хотя трансцнациональные компании не сделали значительных вложений в российскую нефтяную отрасль после ареста Ходорковского, таких инвестиций можно ожидать в ближайшем будущем.

Российско-британское совместное предприятие ТНК-ВР планирует дополнительно инвестировать 1,4 млрд долларов в усовершенствование оборудования и геологические исследования в текущем году, и еще один миллиард долларов - в течение ближайших пяти лет. Президент ТНК-ВР Роберт Дадли заявил, что эти вложения только в этом году принесут компании доход в сумме свыше двух миллиардов долларов. Подобные планы инвестиций есть у нефтяных компаний Shell, Exxon и Total.

Россия имеет в глазах инвесторов ряд преимуществ. Кроме того, что она имеет самые большие запасы природного газа в мире, ее запасы нефти могут превышать прогнозы. По оценке инвестиционного банка United Financial Group, запасы нефти в Восточной Сибири могут составлять около 51 млрд баррелей. Этот регион вызывает все больший интерес нефтедобывающих компаний, хотя сегодня большая часть добычи нефти все еще сосредоточена в Западной Сибири.

Добывать нефть в России намного дешевле, чем в странах Запада. К примеру, стоимость добычи одного барреля нефти в России - два доллара, в Саудовской Аравии - один доллар, в среднем в мире - от четырех до пяти долларов.

Еще один фактор, который привлекает внимание к Сибири, это ее соседство с Китаем - вторым по величине потребителем нефти в мире, и другими странами Восточной Азии. Эти страны будут определять спрос на нефть в мире в ближайшие десятилетия. Недавний визит Путина в Китай и переговоры с китайским руководством свидетельствуют о том, что правительство поддерживает планы построить нефтепрововод на Дальний Восток, что позволит увеличить экспорт природных ресурсов в страны Юго-Восточной Азии.

Все эти преимущества позволяют российскому правительству привлекать западный капитал. Между тем правительство продолжает напрямую и косвенно контролировать нефтяную отрасль в стране. Продолжаются разговоры о слиянии "Роснефти" и "Газпрома" в одну гигантскую компанию.

Судя по всему, Путин и его советники считают: несмотря на то что нефтяной бизнес в России стал неотделим от политики, инвесторы придут туда, где нефти много. Эти прогнозы в отношении России могут оправдаться, но Кремль также должен понять, что нужно ставить интересы бизнеса выше политических интересов, для того чтобы продолжалось динамичное развитие нефтяного сектора. Ведь развитие этого сектора экономики во многом зависит от работы частных компаний, как российских, так и иностранных.

Тимур Хусейнов работает в Анкаре и является независимым политическим и экономическим консультантом по вопросам энергетической отрасли и рынков Восточной Европы и России

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru