Богатейший человек в Грузии собирается баллотироваться в президенты, чтобы сместить "фашистский режим" Михаила Саакашвили, лидера крохотной экс-республики СССР.
Бизнесмен-миллиардер Бадри Патаркацишвили - один из тех, кто финансировал "революцию роз", в результате которой Саакашвили пришел к власти четыре года тому назад, - сделал это заявление после того, как спецназ взял штурмом студии его собственной телекомпании в связи с тем, что она критиковала президента.
"Девиз моей предвыборной кампании будет звучать так: "Грузия без Саакашвили - это Грузия без террора", - сказал он.
В нашей беседе на израильском курорте Эйлат у Красного моря, периодически отвлекаясь на телефонные звонки (ему сообщали последние новости из Грузии), Патаркацишвили предостерег, что вложит крупные средства и ресурсы, которыми располагает, в противодействие Саакашвили - человеку, который благодаря своим прозападным взглядам стал популярен в Вашингтоне.
"У меня есть деньги, популярность и влиятельное средство массовой информации. Я задействую всю свою мощь, чтобы освободить Грузию от этой диктаторской хунты", - сказал он в интервью. Его личный самолет находился в постоянной готовности к вылету, чтобы, если прозвучит приказ, незамедлительно доставить его назад в Тбилиси.
"Я многого добился в жизни и не нуждаюсь в том, чтобы кому-то что-то доказывать, так что у меня нет политических амбиций как таковых. Но после этой позорной операции по разгону демонстрации, которую Саакашвили осуществил против мирной оппозиции, я готов на все - даже на то, чтобы выставить свою кандидатуру на президентских выборах, - если это поможет моей стране", - заявил он.
Ранее Саакашвили, ввиду своего стремления к вступлению Грузии в НАТО сделавшийся весьма непопулярным в Кремле, применил жесткие меры для разгона антиправительственных акций протеста в Тбилиси. Подразделения грузинской полиции по борьбе с беспорядками обрушились на десятки тысяч демонстрантов, применяя водометы, резиновые пули, слезоточивый газ и дубинки; в результате толпы были рассеяны с жестокостью, какой ранее не видывали в правление харизматичного молодого президента.
Деятели оппозиции были арестованы, более 600 участников акций протеста - отвезены в больницы, а спецназ ворвался в редакцию "Имеди-ТВ" - телекомпании, основанной Патаркацишвили и частично принадлежащей News Corporation, которой также принадлежит Sunday Times.
Сотрудников телекомпании заставили лечь на пол, а значительная часть техники и оборудования телекомпании была уничтожена. С тех пор этот канал больше в эфир не выходил.
Саакашвили, сделавшийся президентом после того, как на улицы вышел миллион человек, чтобы сместить Эдуарда Шеварднадзе, объявил чрезвычайное положение сроком на две недели, заявив, что оно необходимо для предотвращения попытки государственного переворота, поддерживаемой Россией.
Чтобы умиротворить тех, кто его критикует, Саакашвили назначил на январь досрочные президентские выборы. В субботу на улицах Тбилиси находились многочисленные военнослужащие грузинской армии, дабы предотвратить новые демонстрации.
В самый разгар акций протеста Патаркацишвили, живущий "на два дома" - в Тбилиси и в особняке в Суррее, прилетел из Лондона, чтобы выступить перед толпой, которая скандировала его имя. Затем он улетел в Эйлат, чтобы, по его собственным словам, "избежать еще большего нагнетания напряженности за счет моего пребывания в Тбилиси".
На прошлой неделе власти Грузии усилили свое давление на Патаркацишвили, возбудив против него уголовное дело по подозрению в том, что он стремился свергнуть правительство. "Они делают все, чтобы помешать мне баллотироваться в президенты. Струсили", - сказал магнат.
Патаркацишвили, еврей по национальности, вспоминает, что чувствовал оптимизм, когда помогал Саакашвили прийти к власти. Он находился в близких отношениях с Зурабом Жванией, союзником нынешнего грузинского президента. Жвания стал премьер-министром, но в 2005 году при загадочных обстоятельствах скончался от отравления угарным газом.
"Мне всерьез казалось, что демократия победила, - сказал Патаркацишвили. - Я был убежден, что наконец-то в нашей стране у власти находится группа молодых людей, которые восстановят Грузию, потому-то и помогал им деньгами. К сожалению, все изменилось, когда умер Жвания.
Саакашвили превратился в деспота. Он не терпит ни малейшей оппозиции себе, он создал глубоко коррумпированную элиту. В Грузии ужасная безработица, нет независимой судебной системы, и государство экспроприирует собственность у людей. События прошлой недели показали истинное лицо Саакашвили".
52-летний Патаркацишвили говорит, что решил внести свой вклад в финансирование слабой и разобщенной грузинской оппозиции. Этот шаг был одобрительно встречен Госдепартаментом США, но, по словам самого Патаркацишвили, сделал магната врагом народа в глазах 39-летнего президента Грузии.
В октябре, после ареста Ираклия Окруашвили, экс-министра обороны, который начал критиковать Саакашвили, оппозиционные силы создали хрупкую коалицию. Окруашвили обвинил президента в коррупции, а также в заговоре с целью убийства Патаркацишвили. Находясь под стражей, Окруашвили взял эти обвинения назад и был освобожден под залог в 3 млн фунтов. Теперь, по некоторым сведениям, он находится в Германии.
После того, как в 1991 году эта горная республика с 5-миллионным населением отделилась от СССР и провозгласила независимость, она переживала политическую нестабильность. При Саакашвили отношения между Грузией и Россией (последняя стремилась сохранить в Грузии свое влияние) ухудшились до "самой нижней отметки" со времен краха коммунистического режима.
Списывать президента Грузии со счета было бы опрометчиво, но в лице Патаркацишвили он обрел весьма могучего соперника. Патаркацишвили сделал свое состояние в России и почти два десятилетия был ближайшим деловым партнером Бориса Березовского - магната, которому Великобритания предоставила политическое убежище. Они до сих пор остаются близкими друзьями.
Когда в 2001 году Березовский рассорился с президентом Владимиром Путиным, оба миллиардера бежали из России, скрываясь от предъявленных им обвинений в мошенничестве и хищении. Патаркацишвили вернулся в Грузию, где создал империю с активами в самых разных сферах - от телекоммуникаций до банковской отрасли, от СМИ до футбольного клуба "Динамо" (Тбилиси).
Живет Патаркацишвили в усадьбе, расположенной на высоком обрыве над рекой Курой, протекающей по Тбилиси. Там у него растут пальмы, которые он на зиму закрывает стеклянными футлярами. В усадьбе, среди прочих, гостил и Андрей Луговой - человек, разыскиваемый Скотланд-Ярдом по подозрению в убийстве бывшего сотрудника КГБ Александра Литвиненко, который в прошлом году был отравлен в Лондоне полонием-210.
Патаркацишвили нанял Лугового к себе на работу в 1990-е годы, назначив его главой службы безопасности ОРТ - телеканала, контрольным пакетом которого Патаркацишвили и Березовский владели, пока не рассорились с Путиным. Позднее Патаркацишвили пользовался услугами Лугового для охраны членов своей семьи и называл его "умным" человеком, а также "профессионалом".
В мае следователи Скотланд-Ярда допросили Патаркацишвили. Он не верит, что Луговой мог убить Литвиненко умышленно.
В качестве делового партнера Березовского Патаркацишвили входил в круг российских олигархов с самыми лучшими связями в верхах. Патаркацишвили и Березовский начали с импорта иномарок, а затем стояли за созданием ряда крупнейших в посткоммунистической России компаний.
Путина Патаркацишвили знает с 1992 года, когда будущий президент был руководителем Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. Они понравились друг другу и несколько раз ужинали вместе.
"Когда Путин и Березовский рассорились, передо мной поставили четкий выбор: остаться в России и встать на сторону Кремля и других либо уехать и сохранить верность Борису. Друзья есть друзья, так что свой выбор я сделал с легкостью", - говорит Патаркацишвили.
"Путин, с которым я познакомился 15 лет тому назад, был другим человеком. Тогда он мне понравился, он произвел на меня впечатление. Авторитарная Россия, которую он создал, мне не по вкусу, но поскольку именно такой ее, по-видимому, хочет видеть большинство россиян - это их собственный выбор", - продолжал Патаркацишвили.
"Но это определенно не то, чего я хочу для Грузии, - заявил он. - Нам не нужны диктаторы, которые закрывают телеканалы только за то, что там звучат иные голоса. Я сделаю все, что в моей власти, чтобы конституционными методами избавить мою страну от Саакашвили".