С другого берега Северного моря повеяло колючим степным ветром: в Йоркшире арестован мужчина, которого подозревают в шпионаже в пользу России - еще одно доказательство того, что холодная война с развалом СССР не закончилась.
Вчера, несколько дней спустя после того, как глава MI-5 Джонатан Эванс предупредил о "продолжающихся попытках со стороны России, Китая и других стран вести разведывательную деятельность в нашей стране", появилась информация об аресте бывшего солдата территориальной армии 23-летнего Питера Хилла по подозрению в передаче секретной военной информации Москве.
Англо-русские отношения никогда не были столь напряженными со времен падения СССР в 1991 году.
Причина этой напряженности - в обвинении в причастности российского государства к совершению убийства и так хорошо знакомых по прежним временам полетах российских стратегических бомбардировщиков Ту-160, которые в последние несколько недель заняты проверкой на прочность натовской системы ПВО.
Главной причиной враждебности является убийство Александра Литвиненко. Бывший российский агент и критик президента Владимира Путина год назад был отравлен в лондонском отеле, после чего долго и мучительно умирал в больнице.
У сотрудников британской разведки возникло подозрение, что ФСБ, наследница КГБ, взялась за старое - убивает людей на лондонских улицах и снова развязывает холодную войну.
Убийство Литвиненко - а он был убит посредством радиоактивного полония-210, который добавили ему в чай, - ознаменовало собой тот факт, что русские, со временем становящиеся все более самоуверенными, не остановятся перед убийством своих оппонентов в столице чужой страны.
К своему огорчению, в ходе расследования этого дела сотрудники Скотланд-Ярда столкнулись с нежеланием Москвы сотрудничать.
Тем не менее, уже в мае этого года следствие обнаружило основного подозреваемого. Глава прокуратуры объявил, что для привлечения к британскому суду по обвинению в убийстве Александра Литвиненко разыскивается Андрей Луговой, в прошлом сотрудник КГБ.
Москва отказалась экстрадировать Лугового, но выразила готовность привлечь его к суду в России. Власти Великобритании отвергли это предложение на том основании, что у них нет уверенности в честности и непредвзятости российского правосудия.
К июлю словесная война обострилась: в Великобритании укрепилось убеждение, что президент Путин лично отдал приказ о проведении финансируемого государством террористического акта на территории другой страны.
Из Лондона были высланы 4 российских дипломата, прекратилось сотрудничество Великобритании с ФСБ. Тогда же Борис Березовский, русский олигарх в изгнании, обвинил Путина в том, что тот планирует на него покушение.
Березовский сообщил журналистам: "Я думаю, что за этим заговором стоят те же люди, которые готовили убийство Литвиненко. Не только какие-то неизвестные люди, но и лично Путин".
Затем российская сторона выдворила из Москвы 4 британских дипломатов. Министр иностранных дел Дэвид Миллибэнд назвал этот шаг "совершенно необоснованным".
Предыдущий прецедент, когда Великобритания высылала сотрудников российского посольства в Лондоне, состоялся в 1996 году. Тогда это было сделано в ответ на выдворение четырех британских дипломатов, которых обвинили в том, что они занимались разведывательной деятельностью в интересах MI-6.
Даже скандал января 2006 года по поводу якобы имевшей место в Москве операции MI-6, в ходе которой использовался спрятанный внутри муляжа камня радиопередатчик, не привел к высылке дипломатов.
Российская сторона утверждала, что британские агенты замаскировали передатчик под камень и поместили его в парке на окраине Москвы. Предположительно завербованные Великобританией агенты будто бы пересылали секретную информацию на этот прибор.
Затем британские разведчики приходили к камню и незаметно считывали информацию, утверждают русские. Российский государственный телеканал даже показал якобы снятую скрытой камерой видеозапись, на которой английские дипломаты подходили к камню с карманными компьютерами в руках.
Так или иначе, английские дипломаты винят в ухудшении двусторонних связей Путина. Они полагают, что российский президент пытается при помощи жесткой игры вернуть России статус великой державы. В 2006 году Великобритания и другие страны Евросоюза пришли в негодование, когда Путин решил приостановить газовое снабжение Украины.
С точки зрения Лондона Москва использовала поставки газа как оружие против Запада.
Великобритания и США критикуют Россию и в связи с нарушением прав человека. Во время летнего визита в Чехию президент Джордж Буш выступил с резким заявлением, в котором обратил внимание на сложившуюся в России негативную ситуацию в этой сфере.
Тем временем в России считают, что Великобритания и США применяют двойные стандарты и закрывают глаза на нарушение прав человека в Китае, потому что заинтересованы в продолжении экономического сотрудничества с быстро растущим восточноазиатским гигантом.
В августе начался новый этап бряцания оружием в англо-русских отношениях. Самолеты королевских ВВС были впервые за много лет подняты по тревоге на перехват российских ядерных бомбардировщиков, которые появились в небе над Северным морем и приближались к воздушному пространству Великобритании.
Также выяснилось, что возросло и число инцидентов с российскими подводными лодками, которые оказывались вблизи побережья Великобритании или вступали в контакт с кораблями королевского ВМФ.
Вдобавок ко всему, Путин вызвал всеобщие опасения тем, что впервые со времен холодной войны заявил о российских планах по созданию базы ВМФ в Средиземноморье, возможно - в Сирии.
Юрий Федотов, российский посол в Лондоне, настаивает на том, что к его стране следует относиться с бóльшим уважением. "Мы должны быть партнерами, но это не должно быть партнерство между лошадью и наездником, - сказал он. - Оно должно быть на равных условиях, и если мы чем-то недовольны, Запад должен это учитывать".
Сложившуюся на данный момент ситуацию британские дипломаты предпочитают называть "холодным миром", а не второй холодной войной.
Однако известие о деле йоркширского шпиона приведет лишь к одному, а именно к тому, что отношения между Россией и Великобританией станут, выражаясь дипломатическим языком, однозначно "прохладными".