Московские корреспонденты рассказывают о поступке художника-акциониста Павленского, который в День полиции пригвоздил свою мошонку к брусчатке Красной площади. По словам самого художника, это была "метафора апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества". The Guardian в ответ предлагает список из "10 самых шокирующих перформансов в истории".
"Художник калечит себя, а Путин парализует Россию" - таков заголовок в Bloomberg. Обозреватель Леонид Бершидский замечает: акция Павленского вызвала изумление или насмешки.
"Но, возможно, Павленский в чем-то прав. Апатия и фатализм, изображенные им в столь драматичной форме, очевидны в долгосрочном прогнозе экономического развития, который составило министерство экономики РФ", - замечает автор. Бершидский поясняет: прогноз МЭР до 2030 года должен служить основой для политических решений.
Прогноз исходит из консервативного сценария, согласно которому, несмотря на стабильно высокие цены на нефть, Россия будет отставать от других развивающихся стран, особенно от стран Азии. Россия сможет повышать производительность только путем импорта технологий, погнозируется обострение имущественного неравенства, медленный рост доходов и внутреннего спроса.
Бершидский пересказывает и другой неутешительный прогноз: "Слабый рост - возможно, увертюра к фискальной катастрофе, ожидающей Россию в следующие 20 лет". Это предостережение от экономистов, которые провели исследование для Института экономической политики имени Егора Гайдара и Президентской академии народного хозяйства и государственной службы. По подсчетам этих экспертов, в будущем разница между доходами и расходами России составит 28 триллионов долларов.
Почему российские экономисты обеспокоены столь далеким будущим, сейчас, когда Европа не в силах строить планы даже на ближайшие два года? У Бершидского свое объяснение: "Отчаявшиеся экономисты пытаются сделать то, что Павленский проделал на Красной площади, - привлечь внимание к усталому равнодушию, которое, похоже, свойственно экономическому курсу в период третьего президентского срока Путина".
Но верят ли экономисты, что Путину не все равно и реакция с его стороны последует? Бершидский пишет: "Один высокопоставленный российский чиновник недавно сказал мне в частной беседе, что "правительство растеряло пыл", а линия Путина после переизбрания в прошлом году - "быть консервативным, насколько это возможно". В первый срок Путин реформировал налогообложение и хотел, чтобы Россия догнала европейских соседей. Теперь же он "устал, настроен цинично и не склонен к решающим действиям", - утверждает автор.
"Нанесение себе увечий на Красной площади" - так озаглавлена статья журналистки Маши Гессен в The International New York Times. Автор делится наблюдениями: "Полиция обычно быстро подавляет любые акции протеста вблизи Кремля, но теперь она, казалось, не понимала, что делать". Один из полицейских накинул на Павленского одеяло, и очевидцы сочли, что художник стал чем-то похож на Махатму Ганди.
Еще одно наблюдение Гессен: акция Павленского напугала и либералов, и консерваторов.
Марат Гельман заметил в своем блоге: нормальный человек, видимо, такого не сделает, но, похоже, ситуация в стране ненормальная. Это больше не акция протеста; это манифест бессилия, заключил он.
"10 самых шокирующих перформансов в истории" описывает The Guardian. Художники стреляли в себя, жгли себя, уродовали и даже ели, пишет журналист Джонатан Джонс.
Но начинает газета все же с Павленского, сообщая, что он "заставил весь мир прослезиться над его протестом против скатывания России к авторитаризму". Правда, на взгляд автора, знатоки перформанса презрительно процедили: "Мы это уже видели".
1) В 1975 году голландец Бас Ян Адер в порядке перформанса попытался пересечь Атлантику на небольшой яхте. "Никто никогда не узнает, ожидал ли он, что погибнет", - замечает газета. Яхту, потерпевшую кораблекрушение, нашли у берегов Ирландии, на борту никого не было.
2) В 1974 году Марина Абрамович, ныне известная художница, чуть не погибла на своем перформансе. Она зажгла большую деревянную пятиконечную звезду, прыгнула в ее центр... и потеряла сознание от нехватки кислорода. В дыму зрители не сразу заметили, что с художницей что-то неладно.
3) В 1971 году Крис Бёрден поручил своему другу выстрелить ему в руку. Перформанс был заснят на видео. "Это были времена насилия: война во Вьетнаме, бунты в американских городах", - замечает газета.
4) Перформанс, который газета назвала "онанист в тайнике". В 1972 году американец Вито Аккончи прятался в тайнике под полом в галерее. Его голос транслировался с микрофона в динамики. "Посетители ходили по полу и слышали, как художник шепотом описывает свои сексуальные фантазии с их участием в момент мастурбации. Это отражало паранойю эры Никсона", - говорится в статье.
5) А это не реальная акция, но легенда: считалось, что австриец Рудольф Шварцкоглер покончил самоубийством, отрезав себе пенис. Газета сообщает: "В его работах действительно есть изображения кастрации, но то были инсценировки". На самом деле Шварцкоглер скончался после падения из окна.
6) Французская художница Орлан радикально меняет свою внешность путем пластических операций. Образцом служат идеальные красавицы с картин: Мона Лиза, Венера Боттичелли...
7) Нейл Харбиссон, дальтоник, имплантировал себе устройство, позволяющее "слышать" цвета. Газета указывает, что это отражает широкую культурную тенденцию - интерес к киборгам и усовершенствованию человечества.
8) В 1964 году Йоко Оно встала на колени перед зрителями и пригласила их срезать ножницами с нее одежду.
9) Австриец Херманн Нитш придумал "Театр оргиастических мистерий": "толпы молодых людей купаются в крови и приносят в жертву животных".
10) Японский художник Мао Сугияма подвергся операции по удалению гениталий, чтобы привлечь внимание к правам асексуальных людей. Свои гениталии он сварил и подал на ужин друзьям. "Можно ли считать это искусством? Трудно сказать, мы же их на вкус не пробовали", - замечает автор.