Агентство ООН по атомной энергии заявило, что Иран согласился дать инспекторам "регулируемый доступ" в Гачин и Арак. Переговоры между Ираном и МАГАТЭ - главный показатель готовности Тегерана к компромиссам, считают наблюдатели: достичь соглашения в Женеве мешают "три скептика" - Франция, Израиль и Саудовская Аравия. Израиль в переговорах США с Ираном ведет себя как "неистовый третий", пишут СМИ.
В понедельник агентство ООН, отвечающее за инспектирование ядерных объектов, заявило, что Иран согласился разрешить все вопросы, по которым он расходится с МАГАТЭ, и дать международным инспекторам "регулируемый доступ" к двум важным местам - месторождению Гачин в Бендер-Аббасе и к установке для получения тяжелой воды, строящейся в Араке, передает The New York Times. Обещание более масштабной проверки не распространилось на одно из наиболее спорных мест - военный объект Парчин, где предположительно испытывались детонаторы для ядерного оружия.
Соглашение было подписано сразу после переговоров между Ираном и шестью мировыми державами по иранской ядерной программе, которые пока не закончились договоренностью, говорится в статье.
В прошлом атомное агентство пыталось определить, имеет ли месторождение Гачин, на котором добывают урановый концентрат для переработки в ядерное топливо, отношение к иранской армии. На установке для получения тяжелой воды в Араке могут производить плутоний, и обеспокоенность главным образом связана с тем, что после введения в эксплуатацию объект практически невозможно будет уничтожить, не рискуя распространить вокруг плутоний, поясняет издание.
Во время переговоров, завершившихся в субботу, французские чиновники пошли дальше других и дали понять, что настаивают на полной остановке строительства установки для получения тяжелой воды. Отказ Ирана был одной из причин, по которой французы отказались одобрить более масштабное соглашение, сообщают корреспонденты.
Помимо регулируемого доступа к обоим объектам, Иран обязуется предоставить информацию по всем новым исследовательским реакторам и сообщить о 16 районах, предназначенных для строительства АЭС.
Переговоры между Ираном и МАГАТЭ обозреватель Time Массимо Калабрези считает едва ли не главным экзаменом для Тегерана на готовность к компромиссам.
Почему в прошедшие выходные Иран и "шестерка" не договорились? Наблюдатели гадают, кто виноват: Франция, Иран, а может быть, Израиль (хотя он в переговорах не участвовал)? На взгляд Калабрези, эта атмосфера - признак более серьезных препятствий на пути к соглашению: США и Иран подвергаются давлению своих внутриполитических сил и региональных союзников, требующих не идти на уступки. Таким образом, судить о намерениях Тегерана следует сообразно тому, будет ли он верен духу договоренности с МАГАТЭ
В понедельник были достигнуты подвижки в Тегеране - на переговорах Ирана с МАГАТЭ. Стороны частично договорились о выполнении давних требований агентства, касающихся доступа к ядерной программе Ирана. Правда, детали плана еще не проработаны и как минимум один спорный вопрос не урегулирован, подчеркивает автор.
"Не дайте скептикам торжествовать", - призывает в заголовке Джонатан Стил, корреспондент The Guardian. "Франция, Израиль и Саудовская Аравия - скептики, чьим интересам не соответствует заключение мировыми державами соглашения с Ираном в ядерной сфере, но глобальные интересы должны быть на первом месте", - пишет он.
Израильские сторонники жесткой политики десятилетиями твердили об иранской военной угрозе, которой они действительно опасаются, но которая также помогла отвлечь внимание от самого большого источника напряженности в регионе - давнишнего нежелания Израиля достичь справедливой договоренности с палестинцами, указывает автор.
В Саудовской Аравии реакционная монархия давно опасается радикализации многочисленного шиитского населения, проживающего в нефтедобывающих регионах. Вопреки всем свидетельствам говорится, что за всеми призывами шиитов к справедливости стоит Иран. Эр-Рияду выгодны санкции против Ирана также для поддержания цен на нефть, говорится в статье.
Парижу не дают покоя давние колониальные амбиции: из-за влияния в регионе он ревновал к Вашингтону, теперь ревнует к Тегерану, пишет автор.
Эта тройка скептиков стала еще опаснее из-за влиятельности союзников Израиля на Капитолийском холме. Лучший за десятилетия шанс положить конец разногласиям США с Ираном может стать жертвой израильских "ястребов", заключает Джонатан Стил.
Анализу позиции Израиля в переговорах по иранской ядерной программе посвящен материал в Süddeutsche Zeitung.
Израильское правительство во главе с премьером Нетаньяху убеждено, что США ставят себе целью как можно быстрее подписать соглашение с Ираном на основе "скверного компромисса", и в преддверии намеченного на 20 ноября следующего раунда Нетаньяху и его команда открывают "словесный заградительный огонь", говорится в статье.
"Можно ли прийти на встречу, пылая гневом, и отказать даже в рукопожатии? А непосредственно перед этим от души выпустить пар, очернив визави перед журналистами? Именно так, согласно сообщению израильского Армейского радио, премьер Нетаньяху "отшил" Джона Керри - и из этого можно сделать вывод: эти двое больше не друзья, а борьба за определение верного курса на иранском направлении серьезно отягощает отношения США и Израиля", - пишет корреспондент Петер Мюнх.
В выходные Нетаньяху продолжил "наступление": он провел несколько телефонных разговоров с мировыми лидерами, включая Владимира Путина, и занялся поиском союзников - на этот раз без особой щепетильности. Он обратился не только к "произраильским и еврейским группам по всему миру", но и к Саудовской Аравии и странам Персидского залива. На случай, если вся эта агитация не даст результата, Нетаньяху уже сообщил, что не станет считать себя стесненным соглашением с Ираном, передает издание. Замминистра обороны Данни Данон выразился еще яснее: "Если не остается выбора, Израиль будет действовать. Для этого у нас есть военная авиация".
Le Monde разъясняет, почему Франция наложила вето на компромиссное соглашение между Ираном и США: по мнению Парижа, в нем фигурировали не все требования по прекращению ядерной программы.
После возобновления переговоров в середине октября и США, и Ирану не терпится заключить соглашение: Барак Обама, потерявший авторитет на Ближнем Востоке после того, как передумал наносить удар по Башару Асаду, жаждет дипломатического успеха в регионе, а президент Рухани понимает, что его легитимность зависит от способности добиться смягчения - пусть частичного, но скорого - санкций, удушающих иранскую экономику, говорится в статье.
Совпадение интересов и усталость от буксующих уже 10 лет переговоров заставила обе стороны активнее искать компромисс. Это обеспокоило Францию. Как только на Кэ д'Орсе узнали, что 8 ноября на переговоры собирается приехать сам Джон Керри, глава французского МИДа Лоран Фабиус перекроил свой график и прибыл в Женеву. На следующий день Фабиус заявил прямо. "Есть несколько моментов, которыми мы не удовлетворены".
Реакция США не заставила себя долго ждать. "Американцы, ЕС и иранцы активно работают над этим предложением несколько месяцев, а это не что иное, как запоздалая попытка господина Фабиуса показать свою значимость на заключительных этапах переговоров", - заявил журналистам американский дипломат из окружения Керри. "Не сомневайтесь: игры с нулевой суммой, ментальность холодной войны приведут к всеобщему поражению", - так прореагировал в Twitter Хасан Рухани.
Однако соглашение, судя по всему, сорвалось, и тут уже ничего не поделаешь, резюмируют корреспонденты Le Monde.