"На крупнейшем рынке сбыта российской нефти нарастает конкуренция. Хотя все внимание оттянуло на себя вторжение в Европу Саудовской Аравии, основная угроза исходит из другой части Ближнего Востока - со стороны Ирана", - полагает Дина Хренникова, автор статьи в BloombergBusiness.
"Крупнейший в мире экспортер нефти начал доставлять сырую нефть на такие традиционно российские рынки, как Польша и Швеция, однако саудовские поставки в Европу не вырастут настолько, чтобы обвалить цены, по мнению техасской консалтинговой фирмы Stratfor. Другое дело - всплеск иранского экспорта после отмены санкций против Тегерана: он может подорвать значение российских поставок в этот регион уже в следующем году, прогнозирует KBC Advanced Technologies", - говорится в статье.
"Ужесточение конкуренции в Европе - месте назначения почти 70% российского нефтяного экспорта - наложилось на рецессию в России. На продажи нефти и газа приходится примерно половина государственного дохода, и падение цен на сырье усилило экономический удар, нанесенный международными санкциями из-за Украины. Рост иранского экспорта после заключения ядерной сделки с мировыми державами может еще усугубить положение дел", - отмечает Хренникова.
"Нефтеперегонные заводы в Восточной Европе оборудованы для переработки российского сырца, и самый похожий на него сорт - это иранская нефть", - сообщил аналитик из Stratfor Майкл Нейебай-Оскуи.
До наложения санкций на Иран импорт нефти из этой страны составлял 600 тыс. баррелей в день (17% от объема добычи). "Министр нефти Биджан Намдар Занганех заявил, что после отмены ограничений приоритетом Национальной иранской нефтяной компании станет возвращение "утраченной доли" рынка, независимо от цен на сырую нефть", - говорится в статье.
Хренникова приводит заявление представителя испанской компании Compania Espanola de Petroleos SAU о том, что его компания рассматривает иранскую нефть как альтернативу российской. Кроме того, до 2012 года поставки нефти из Ирана обеспечивали 30% потребностей Греции в этом сырье.
"Если упущенная прибыль в Южной Европе не превысит 153 млн долларов (порядка 0,4% прогнозируемых доходов России от нефтегазового экспорта в следующем году), то изменение цен [в связи с возобновлением экспорта из Ирана] может распространиться и на другие рынки, в том числе на северо-запад Европы, а значит, окончательные потери "могут оказаться гораздо больше", по словам старшего консультанта KBC Эхсана Уль-Хэка".
После выхода Саудовской Аравии на нефтяной рынок в Польше Игорь Сечин, глава "Роснефти", выступил с обвинениями в прошлом месяце, что саудиты прибегают к "активному демпингу" на традиционных российских рынках. Что ж, крупнейший ближневосточный производитель, возможно, готовится к большей конкуренции в Европе, говорится в статье.