В понедельник независимая комиссия Всемирного антидопингового агентства (WADA) порекомендовала отстранить российских легкоатлетов от международных соревнований, обнаружив доказательства систематического применения допинга, напоминает BuzzFeed. Но, по мнению журналиста Питера Алдхауза, "это история не о том, что спорт остается грязным делом". Дело в том, что изменились научные методы выявления допинга: отслеживаются реакции организма на эти вещества вместо того, чтобы выискивать следы самих препаратов.
По оценке экспертов, этот новый подход, который выразился в составлении так называемых "биологических паспортов", обеспечивает более справедливые состязания. "Но, хотя из-за паспортов уменьшились дозы, которые обманщики могут принимать незаметно, статистические неясности означают, что невозможно уличить всех и каждого, кто принимает допинг", - говорится в статье. Журналист рекомендует не надеяться, что научные достижения помогут навести порядок в спорте. "Особенно если не будет искоренена коррупция, которая позволила российским спортсменам жульничать", - добавляет он.
"Никакого научно-технического решения этой проблемы нет", - сказал в интервью американский физиолог Майкл Джойнер.
Автор углубляется в историю вопроса. Раньше главным инструментом было выявление следов запретного допинга в моче спортсменов. Но, едва появлялся новый тест, спортсмены переключались на применение других препаратов.
Идея биологического паспорта в том, что нужно регулярно отслеживать физиологическое состояние атлетов, выискивая аномалии, которые указывают на жульничество. В 2009 году WADA ввело модуль биопаспорта на допинг крови, в 2014-м - на анаболические стероиды. Модуль гормонов роста пока в разработке.
"В 2001-2007 годах пробы крови, взятые у элиты велогонщиков, указали, что примерно в 10% случаев имелось "чрезвычайное" количество незрелых эритроцитов, что указывало на прием препаратов", - говорится в статье. Но к 2009 году ученые Международного союза велосипедистов обнаружили, что эта цифра упала ниже 3%.
Нарушения, связанного с биопаспортом, обычно достаточно, чтобы дисквалифицировать спортсмена. По данным автора, среди почти 300 легкоатлетов, отстраненных за допинг, 20 человек дисквалифицированы исключительно из-за результатов в биопаспортах.
"Никто точно не знает, сколько представителей спортивной элиты принимают допинг. Цифры по разным видам спорта и странам сильно различаются. Но, если верить исследованию немецкой элиты спортсменов в нескольких олимпийских видах спорта (оно было основано на анонимном опроснике, тщательно разработанном для получения правдивых ответов), то в сезоне 2005 года допинг принимали 20-39% из них", - говорится в статье.
Почему же биопаспорта не обеспечивают более эффективное разоблачение обманщиков? "Одна из разгадок - коррупция", - говорится в статье. Комиссия WADA заключила, что российские тренеры незаконно узнавали детали подозрительных тестов биопаспортов своих подопечных.
"Но есть и более фундаментальный изъян, которого нельзя избежать, пока биопаспорта используются для наложения жестких кар за применение допинга", - считает автор.
"Планка", по достижении которой тест считается сомнительным, ставится высоко. "Джойнер пояснил: хотя, если понизить планку, тест позволит уличить большинство обманщиков, но тогда до 3% результатов паспортов, сочтенные сомнительными, будут относиться к спортсменам, которые на самом деле не принимали допинг", - говорится в статье.
Спортсмены знают об этом нюансе и извлекают из него выгоду. "Полагаю, времена допинга "промышленной мощности" миновали", - сказал Джойнер. Но ему на смену пришел так называемый "микродозинг": обманщики уверены, что малые дозы вряд ли испортят результаты в биопаспорте.
И все же ученый Джим Стрэй-Гундерсен, который в свое время придумал биопаспорта, полагает, что они обуздали худшие излишества. "Теперь у спортсмена, не принимающего допинг, есть шанс", - говорит он.