Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
12 октября 2004 г.

Франческо Бигацци | Panorama

Сентябрьская революция

Губернаторы, превращенные в правительственных чиновников, отмена одномандатных избирательных округов и отсрочка проведения некоторых экономических реформ. Президент делает ставку на централизм, чтобы вернуть Россию к прошлым счастливым временам. И гарантировать свое пребывание в Кремле.

Поворотным моментом стала драма в Беслане. Ошеломляющие кадры из школы номер один вызвали мгновенную реакцию в звуконепроницаемых кабинетах Кремля. Здесь начался революционный процесс, который должен привести к глубоким изменениям в России. Президент Владимир Путин решил, что настало время ускорить радикальную реформу государства. Не будет слишком дерзким предположение, что в России рождается Вторая республика: очень централизованное государство, которое прибегнет в условиях чрезвычайной ситуации к еще большему укреплению и без того сильной власти.

Эра Путина, о которой уже давно говорят, еще до появления видимых отличительных признаков обретает форму. Самая авторитетная российская газета "Известия", не колеблясь, назвала предложения Путина, озвученные в ходе заседания правительства в расширенном составе, Сентябрьской революцией, со ссылкой на большевистскую революцию октября 1917 года. Российский президент уже давно намеревался изменить конституцию и лишь ждал наиболее подходящего случая, чтобы объявить об этом населению. И вот Путин после 15 лет существования "новой России", как кажется, повернулся спиной к гражданскому обществу, обвиненному в запаздывании, и к демократии, неспособной в стране с такой историей и размерами, как Россия, дать адекватные ответы.

Путин - с экстремальным реализмом, как кажется, - отдает предпочтение смене курса, решив привести государственные институты в соответствие с уровнем развития, достигнутым обществом. И как результат - резкое сокращение гражданских свобод в пользу сильного и вездесущего государства. План Путина заключается в придании России былого блеска, превращения ее в сверхдержаву. И как будто в ожидании пробуждения российского гражданского общества, кремлевский лидер стремится стать своего рода республиканским царем.

И чтобы успеть сделать это за время пребывания на посту президента, необходимы быстрота и решительность. Пусть даже это вызовет гнев большей части населения. Так, радикальное сокращение полномочий губернаторов и создание организма, который должен держать под контролем деятельность всех секретных служб, имеют целью ликвидацию любых возможных связей между олигархами и властями.

И теперь олигарх, как в случае с Романом Абрамовичем, губернатором Чукотки, больше не сможет покупать голоса, чтобы быть избранным главой региона, богатого лишь природными ресурсами. Прекрасно осознавая тот факт, что он не сможет полностью избавиться от олигархов, и с целью избежать международного кризиса катастрофических масштабов, лидер Кремля решил не идти на уступки по двум пунктам: олигархи не должны заниматься политикой, олигархи должны платить налоги, которые должны использоваться большей частью для финансирования государственных реформ, в частности крайне дорогостоящей реформы вооруженных сил.

Развитие гражданского общества больше не кажется приоритетной задачей. Возможно, потому, что после исчезновения либеральных и прогрессистских партий из Думы подобная задача кажется практически невыполнимой. Демократические силы, так решительно выступившие против августовского "курортного переворота" 1991 года, как будто бы исчезли и больше не имеют реального влияния. Поэтому Путин не встретил сопротивления, когда решил отдать предпочтение возврату к жесткой централизации государства. Укрепление, которое должно быть реализовано через государственные институты - исполнительную власть и совокупность антитеррористических структур.

Именно борьба с терроризмом, чеченским и тем, что связан с исламским интегрализмом, который пытается проложить себе дорогу в республиках бывшего СССР, обрела первостепенную важность. И в ситуации, которая требует быстрых и эффективных решений, новый республиканский царь хочет обладать полной свободой действий.

Бесланская драма и кровавые события последних недель лишь частично повлияли на решение Путина. Объявленная в середине сентября реформа содержит политические идеи и программы, о которых уже давно говорили в кулуарах Кремля. Чрезвычайная ситуация с терроризмом стала лишь катализатором.

Процесс, несмотря на первые тревожные комментарии, не совсем игнорирует гражданское общество и его роль в борьбе против терроризма. Но вялая реакция на трагедию в Осетии, как кажется, подтолкнула президента к тому, чтобы полностью довериться государственным институтам, опровергая то, что сам Путин утверждал лишь десять дней назад. И как будто бы в Кремле усилилась убежденность в том, что нынешнее российское общество еще не созрело и поэтому не может быть достойны партнером в решении проблем, стоящих перед страной.

Как и его знаменитые предшественники, начиная от Ивана Грозного, Путин решил поставить все на максимально централизованную власть, на систему, которая на деле сохраняет лишь за одним человеком право на принятие решений. Опыт последних лет показывает, что Кремль, Москва, самые высокие уровни власти, не могли контролировать все должным образом. Путин в конечном счете сделал ставку на бюрократическую революцию, основанную на централизации, поскольку больше не доверяет властям на местах. Недоверие в нынешней политической и интеллектуальной элите настолько велико, что подтолкнуло президента к решению взять на себя полную ответственность за все, что происходит в стране.

Путин, пусть под влиянием серьезнейших внешних факторов, резко сократил все то, что он сам и его сотрудники подготовили за последние два года: административную и федеральную реформы. То же самое относится и ко всему тому, что лишь несколько месяцев назад Путин считал незыблемым: принцип выборности региональных руководителей. И не исключено, что даже важнейшие реформы образования, здравоохранения, налогообложения и бюджета могут быть отодвинуты на второй план, потому что было бы слишком рискованно их осуществлять до того, как укрепится Вторая республика.

В российских СМИ сентябрьская революция не была встречена с должным вниманием. Лишь еженедельник "Новое время", который, несмотря на давление, продолжает оставаться самой критически настроенной в отношении власти газетой, забил тревогу. "Все предшествующие усилия Путина, - подчеркивает издание, - были направлены на полное уничтожение политической конкуренции. Сначала он "сократил" самых опасных соперников, избранных региональных руководителей, лишив их привилегии быть сенаторами, он воспрепятствовал обретению ими более широких полномочий. Затем были "нейтрализованы" политические партии. Их лидеры даже не были реальными конкурентами, но их присутствие на политической арене и в парламенте уже само по себе было неудобным".

Еженедельник обвиняет Путина в стремлении править как можно дольше, обходя конституционные ограничения второго мандата. В действительности, конституционные изменения не стали бы проблемой для Кремля. И даже без реформ, объявленных Путиным, в парламенте не было бы сопротивления, не стали бы сопротивляться и губернаторы, по которым реформа нанесла такой сильный удар: в любом случае поддержка с их стороны была бы гарантирована.

Но тогда какой смысл в превращении губернаторов из представителей, избранных народом, в чиновников, назначенных правительством? "Никакого", - отвечает еженедельник, - но кремлевские бюрократы предпочли исключить любой риск, даже гипотетический. То же самое произошло и с избирательной реформой: отмена одномандатных избирательных округов устраняет опасность того, что часть российского парламента может ускользнуть от централизованного контроля".

Иными словами, бывший подполковник КГБ в тот момент, когда он осознал, что терроризм достиг угрожающих масштабов и что некоторые центры экономической власти работают против него, решил полностью довериться силовым структурам, выходцем из которых он является.

Источник: Panorama


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru