Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
12 октября 2006 г.

Бернд Циземер | Handelsblatt

Парадокс Путина

В России никак не оборвется цепочка жестоких заказных убийств, совершенных профессиональными киллерами: сначала вице-председатель Центробанка, затем журналистка Анна Политковская, а вчера гендиректор корпоративного дополнительного офиса Чертановского филиала Внешторгбанка-24. Серия кровавых преступлений напоминает о временах тотального беззакония начала 1990-х годов, когда при Борисе Ельцине не проходило и недели без сенсационного убийства.

Когда в ночь на 1 января 2000 года бразды правления государством в свои руки взял Владимир Путин, он пообещал россиянам закон и порядок. С того времени Запад пытается разгадать загадку Путина: Кто он? Автократ или в глубине души все-таки демократ, великорусский империалист или все-таки западник?

Все больше политиков и журналистов в Западной Европе и, прежде всего, в США разрешают противоречие так: Путин - антидемократ, мечтающий о России в качестве супердержавые, и это несчастье для России. В случае с Политковской вся бедственность политической ситуации в России отражается как в зеркале. И поэтому демонстранты в Дрездене кричали "Убийца, убийца!" и обвиняли Путина в смерти журналистки, выступавшей с критикой Кремля, несмотря на то, что нет и намека на доказательство вины российского президента. Убийство Анны Политковской вписывается в общую картину происходящего.

В действительности, если мыслить политически трезво, то все говорит против предположений, будто Путин и его окружение причастны к этому жестокому преступлению. Никто не пострадал от убийства журналистки больше Путина ни в России, ни за ее пределами. Гораздо больнее достается российской власти от упрека, доносящегося с Запада, в том, что правительство не делает ничего для раскрытия подобных политических убийств и поэтому тоже причастно к ним.

Этот упрек нацелен на ядро того, что принято называть парадоксом Путина: позиции президента, как и прежде, очень сильны и одновременно слабы. Его власти хватает на то, чтобы уничтожать таких влиятельных противников, как нефтяной магнат Ходорковский. Однако ее недостаточно, чтобы в далекой провинции простейший кремлевский указ считали значимым.

Карл Маркс писал в 1858 году: большую проблему для России представляют "все те маленькие самодержцы, которые вертятся вокруг большого автократа в центре". В своих целях Путин использует целое войско бюрократов, политических вассалов и богатых промышленных олигархов; но они, со своей стороны, используют в своих целях его самого. Они используют его в первую очередь для того, чтобы обогатиться, находясь при этом по ту сторону закона и порядка. В России все еще свирепствует то, что 150 лет назад натолкнуло Маркса на введение такого замечательного понятия, как "первичное накопление капитала". Немецкий ученый так писал об этом: "Захват, угнетение, убийство с целью ограбления, насилие" играют большую роль при дележе богатств в период раннекапиталистического развития. Любым другим представлениям место в детском букваре". Сегодняшняя Россия (наряду с такими странами, как Китай) только подтверждает этот диагноз.

Путин играет в этой чересполосице второстепенную роль, и любому другому президенту уготована та же участь. Персонификация больше не действует. Путин старается решить многие проблемы, однако при этом решение зачастую является частью самой проблемы.

Источник: Handelsblatt


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru