Одномоторный самолет, в котором находился подающий Yankees Кори Лайдл, вчера врезался в 42-этажное здание в Восточном Манхэттене. Лайдл и его летный инструктор погибли.
В результате катастрофы, случившейся днем в облачном небе, обломки засыпали сотни футов тротуара, начался пожар, уничтоживший несколько квартир и оставивший черное пятно на фасаде здания.
Власти сообщили, что получили травмы 14 пожарных и четыре человека в доме, включая женщину, находившуюся в квартире, куда врезался самолет, и спасшуюся из ада, не избежав ожогов.
Самолет, принадлежавший Лайдлу, был Cirrus SR20, четырехместный винтовой самолет, популярный из-за своих эксплуатационных характеристик и лощеного вида. У него фиксированный посадочный механизм, напоминающий самолет для высшего пилотажа. При двух системах управления самолетом мог управлять либо Лайдл, либо его инструктор.
Самолет врезался в середину здания высотой 501 фут на Восточной 72-й улице, в нескольких сотнях ярдов от Ист-Ривер. Жители Нью-Йорка, которым врезалась в память атака 11 сентября на Всемирный торговый центр, смотрели на дым, поднимающийся в небо, в то время как пожарные карабкались в очередную башню, а Командование воздушно-космической обороны Североамериканского континента поднимало в воздух свои машины. Кое-кто думал, что стал очевидцем нового теракта, но власти быстро развеяли страхи.
34-летний Лайдл, летающий меньше года, которого продали клубу Yankees нынешним летом, с энтузиазмом говорил о полете в родную Калифорнию на этой неделе.
Забирая вещи из шкафчика на стадионе Yankee Stadium в воскресенье, на следующий день после того, как надежды Yankees на выход в следующий круг разбились о серию поражений в Детройте от Tigers, он заявил, что планирует потренироваться перед вылетом в Калифорнию, и его обычный инструктор, которого он назвал Тайлером Стангером, будет работать с ним. Власти объявили, что Стангер, по-видимому, стал второй жертвой.
Самолет вылетел из аэропорта Тетерборо в Нью-Джерси примерно в 14:30, сообщил пресс-секретарь Портовой администрации Нью-Йорка и Нью-Джерси.
Мэр Майкл Блумберг сообщил, что самолет сделал круг у Статуи Свободы, прежде чем взял курс на север над Ист-Ривер. Связь с радаром была потеряна у моста Куинсборо. Он сказал, что непонятно, почему самолет изменил курс в направлении Манхэттена, явно пролетев дальше на север, и врезался в здание на северной стороне примерно через 12 минут после взлета. Самолет ни разу ни поднимался выше 800 футов, сообщила служба воздушного слежения Passur.
Пилоты называют эту часть Ист-Ривер особенно опасным коридором, где обычно летает множество вертолетов. Несколько очевидцев заявили, что у самолета, видимо, начались проблемы за несколько мгновений до катастрофы. По словам одного из следователей, первые сообщения указывают на то, что самолет передал в аэропорт Ла Гардия радиограмму, что у него кончается топливо.
Самолет развалился, ударившись о здание, он разрушил фасад и рухнул дымящимися обломками на улицу. "Двигатель с пропеллером застряли в окне на два фута", - сказал другой следователь, добавив, что остальная часть самолета упала на улицу около дома 524 по Восточной 72-й улице.
Самолет пробился в квартиру на 30-м этаже, которой по системе нумерации этого здания присвоен номер 40ABG. Д-р Парвиз Бенхури, который владеет квартирой совместно с женой Иланой, сказал, что она была дома, когда самолет ударил в окно и квартира загорелась.
"Она рассказала мне, что увидела вываливающееся окно и огонь, - сказал он. - Говорит, что увидела падающее окно и побежала, потрясенная. Она молодец, что сделала это. Это чудо".
Она сбежала по лестнице и направилась в пункт скорой помощи при Пресвитерианской больнице Нью-Йорка - Медицинском центре Уэйла Корнелла, в паре кварталов от дома.
Еще трое людей спустились пешком с нижних этажей, и им оказали помощь в связи с плохим самочувствием, сообщил городской чиновник.
Другие очевидцы рассказали, что события, предшествовавшие катастрофе, разворачивались так быстро, что они только потом поняли, что звуки, которые они слышали, мог издавать самолет Лайдла.
"Звук напоминал тормозящий грузовик, - сказал Ким Куотермен, швейцар одного из соседних зданий. - Потом я увидел клубы дыма".
Джереми Чассен, занимающийся модернизацией недвижимости, находился в квартире на противоположной стороне улицы и узнал звук самолетного двигателя, так как сам берет уроки пилотажа.
Джоан Хартлауб, актриса и режиссер, занималась в спортзале на противоположной стороне улицы и услышала взрывы и "громкий воющий звук, как будто что-то падает, очень громкий". Она сказала, что увидела "этот огромный предмет, падающий с неба. Он был алюминиевый и дымился".
В здании, по которому был нанесен удар, пятеро строителей, занимавшихся перепланировкой квартиры на 42-м этаже, посмотрели в окно и увидели, что на них падает самолет. Один из рабочих, 23-летний Луис Гонсалес, сказал, что самолет был так близко, что он видел лицо пилота.
"Он летел прямо на нас, - сказал он. - Все здание задрожало. Потом мы бросились к лифту".
Топливо горело на тротуаре, а из квартир наверху валил черный дым.
В пентхаусе домработница Энн Робертс гладила белье. "Я услышала сильный удар и увидела дым и пепел за окном кухни, - сказала она. - Потом вбежал обезумевший маляр, который работал в детской".
Ее 21-летняя дочь тоже находилась в квартире, она смотрела телевизор и говорила по телефону. В секунды Робертс схватила свой кошелек и начала торопить дочь на выход. "Идем! Идем! Идем!" - кричала она.
"Смерть металась в моем мозгу, - сказала Робертс. - Когда я увидела дым, я не знала, останемся ли мы в живых". Она добавила: "Когда я спускалась по лестнице, я думала, что все здание может рухнуть и мы с дочерью погибнем одновременно. Но когда мы прошли 30-й этаж, я сказала себе, что мы, наверное, в безопасности".
Здание - это кондоминиум с такими жильцами как Марвин Шанкен, издатель Cigar Aficionado и других специализированных журналов; Марвин Трауб, бывший глава Bloomingdale's; и Кэрол Хиггинс Кларк, писательница детективного жанра и дочь Мэри Хиггинс Кларк. Десяток нижних этажей использует Больница специальной хирургии под офисы и временное жилье для родственников пациентов.
Вчера вечером здание оставалось закрытым для жильцов. Хотя структура уцелела, пресс-секретарь Управления зданий сказала, что нанесен серьезный ущерб, работает только один лифт, и людям нельзя туда возвращаться.
У бейсболистов Yankees гибель Лайдла вызвала воспоминания о другом игроке: кетчер Турман Мансон погиб за штурвалом своего самолета в 1979 году. Но Мансон был капитаном команды, а Лайдл еще новичком.
Правша ростом 5 футов 11 дюймов, редко бросавший мяч со скоростью больше 90 миль в час, его взяли не из высшей школы, он играл за три организации в юношеской лиге, включая одну независимую команду, прежде чем начал играть за Mets в 1997 году. Он играл также за Tampa Bay Devil Rays, Oakland Athletics, Toronto Blue Jays, Cincinnati Reds и Philadelphia Phillies до прихода в Yankees.
"Он был хороший парень, настоящий боец, - сказал Брайан Кэшман, генеральный менеджер Yankees. - Он был у нас недолго, но я видел его много лет, в разных командах, он был очень успешен. Это одна из причин, почему мы его хотели".
Лайдл совершил запоминающийся старт, обеспечив победу 21 августа, которая завершила триумф Yankees в пяти встречах с Red Sox в Бостоне. Он был независимым, и никто не ожидал, что он вернется в Yankees, хотя в воскресенье он сказал, что надеется зимой подписать двухлетний контракт.
Лайдл с женой и шестилетним сыном жил в Глендоре, Калифорния. Он получил лицензию пилота во время последнего межсезонья. В сентябре он заявил, что четырехлетний самолет стоит 187 тыс. долларов и имеет "классные приспособления для безопасности".
"У всего самолета есть парашют, - сказал он. - У 99% пилотов никогда не отказывал двигатель, а тому 1%, у которого двигатель отказывал, удавалось посадить машину. Но если ты в воздухе и что-то идет не так, ты раскрываешь парашют, и весь самолет плавно спускается".
Недавно он летел на своем самолете из маленького аэропорта на юге Нью-Джерси в Тетерборо. Рассказывая о своем маршруте в сентябрьском интервью, он заявил: "Я не полетел вокруг Нью-Йорка, я полетел прямо на север. Мне не нравится входить в воздушное пространство больших мальчиков".
Но вчера он это сделал. Самолет вылетел из Тетерборо в 14:29, сообщили власти.
Представители полиции и пожарных высоко оценили то, что они назвали быстрой и эффективной реакцией, отметив, что, помимо двух человек в самолете, жертв не было. Они сказали о своих первоначальных опасениях, что это теракт.
"Мы были обеспокоены вероятностью того, что может быть большим, чем просто авария, - заявил комиссар полиции Реймонд Келли. - Но довольно скоро стало ясно, что это маленький самолет".
Губернатор Джордж Патаки опубликовал заявление, в котором отметил, что Федеральное авиационное управление (FAA) ввело временные ограничения, требующие от всех самолетов, летящих ниже 1500 футов, постоянно быть на связи с авиадиспетчерами. Он добавил, что просит FAA оставить ограничения в силе, пока оно совместно с министерством внутренней безопасности не пересмотрит правила для частных самолетов, находящихся в районе Нью-Йорка. "Воздушное пространство Нью-Йорка должно быть защищено так же, как столица нашей страны", - заявил Патаки.